Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
9
А10 00669 009, А10 00671 007 (2 пластинки)
1990, дата записи: 1989
Alder / 2013-01-05 11:20:07 / Редакция № 6: 2023-01-12 13:21:44
Изображение
Первая пластинка. Русская хоровая музыка XVI-XX вв.:
Русская хоровая музыка XVI — XX вв.
Сторона 1
ГРЯДИ ОТ ЛИВАНА, HEBECTO, свадебный концерт (неизвестный автор XVII в., редакция В. Протопопова) — 6.42
СТИХИРА НА СРЕТЕНИЕ ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ (неизвестный автор XVI в., расшифровка Т. Владышевской) — 3.40
КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА № 17 «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Д. Бортнянский) — 4.26
КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА № 33 «Вскую прискорбна еси душе моя, Господи» (Д. Бортнянский) — 7.56

Сторона 2
КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА «Гласом моим ко Господу воззвах» (А. Архангельский)— 5.14
НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ (священник Старорусский) — 3.24
НЕ УМОЛЧИМ НИКОГДА, БОГОРОДИЦЕ (П. Чесноков) — 2.52
ТЯ ЕДИНУ, ПРЕЧИСТУЮ (П. Чесноков) — 3.12
ПРАЗДНИЧНЫЙ 12-ГОЛОСНЫЙ КОНЦЕРТ НА ТРИ ХОРА «Гласом моим ко Господу воззвах» (неизвестный автор XVIII в., редакция Т. Владышевской) — 5.21

Ирина Соловьева, сопрано. Ирина Снежина, меццо-сопрано,
Алексей Краснов, тенор; Владимир Шмонин, бас (4)
ВЛАДИМИРСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР
Художественный руководитель и дирижер ЭДУАРД МАРКИН
Запись произведена в Георгиевской церкви г. Владимира в 1989 году
Звукорежиссер М. Пахтер. Редактор Л. Абелян
Оформление художника Б. Дударева. Фото Б. Палатника

Вторая пластинка. Вл. Генин:
Вл. Генин
ПЛАЧ ПО АНДРЕЮ БОГОЛЮБСКОМУ, ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРСКОМУ
Действо для солистов и хора
Текст на основе летописных, фольклорных и историографических источников составлен И. Истратовой и Вл. Гениным
Сторона 1 — 18.55
1. Слава земле Русской
2. Князь Андрей прозванием Боголюбый
3. А в поле конюшок свищет
4. Во лесу, лесу дремучем
5. Княже мой, господине!

Сторона 2 — 21.33
6. В зли колодезя
7. Убиение Князя Андрея

Ольга Янгорева, сопрано (4)
Ирина Снежина, меццо-сопрано (4, 5, 7)
Татьяна Решетникова, меццо-сопрано (6)
Алексей Краснов, тенор (2, 5)
Владимир Завазальский, бас (2, 5, 7)
Анатолий Сафиулин, бас (5, 7)
ВЛАДИМИРСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР
Художественный руководитель и дирижер ЭДУАРД МАРКИН
Запись произведена в Георгиевской церкви г. Владимира в 1989 году

Звукорежиссер М. Пахтер. Редактор Л. Абелян
Оформление художника Д. Дударева. Фото Б. Палатника

см. также компакт-диск SUCD 10 00011
Alder / 2013-01-05 11:20:07 / Редакция № 8: 2022-11-03 17:56:20
Изображение
limonka / 2014-09-02 17:06:54
Изображение
В Георгиевской церкви, что стоит в самом центре Владимира, недалеко от Золотых ворот, проходят концерты «Театра Хоровой Музыки». У него есть постоянная труппа — Владимирский камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Эдуарда Митрофановича Маркина—и своя постоянная публика. Слава о коллективе столь велика, что билеты распродаются за месяц-два вперед. Люди идут и едут из окрестностей близких и далеких — из Москвы, Горького, Ленинграда, со всей страны, из-за рубежа (Владимирский камерный хор уже слышали на Кубе и в Чехословакии, в Польше, ФРГ, в Соединенных Штатах Америки). Едут подивиться этому русскому чуду, едут вдохнуть полной грудью красоты необычайной.
Удивительная это красота и сила — слияние живых человеческих голосов, усиленное и возвеличенное акустикой собора, — звучание старинной музыки в ее колыбели, где все продумано, выверено и прилажено веками. Мощные колонны и фрески на стенах включаются в торжественный «храмовый синтез», ибо «Театр Хоровой музыки» и замысливался как храм, предназначенный для возвышения и очищения души человеческой, восстановления исторической памяти, приобщения к истокам национальной культуры.
Движется, восходя к куполу и многократно отзвучивая, напоенная человеческой теплотой и одухотворенная Словом плотновоздушная масса звука. Даже одноголосная мелодия становится здесь значительной и объемной, начинает лучиться многими тембрами. Хор на «сцене» — то людская масса, то множество отдельных людей, разнообразные группы, их слияние и противостояние — все, что предполагает авторский замысел, партитура и осуществляет фантазия исполнителей.
«Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Весь концерт был пронизан искренней гордостью за свой народ, за его многовековую историю и культуру и прозвучал как воспевание славы своему Отечеству. К этому событию коллектив привел длительный и многотрудный путь, подвижническая—на протяжении многих лет — деятельность его руководителя по воскрешению забытых шедевров отечественного музыкального искусства и созданию новых глав музыкальной летописи древнего Владимира, проведение первого в стране и единственного в России Фестиваля русской и советской хоровой музыки им. С. И. Танеева, «Театр Хоровой Музыки» и организованная при нем хоровая капелла мальчиков — целый космос ожившей и звучащей культуры этого знаменитого уголка земли русской. Но не музейное любование прошлым или остраненная стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки». С гордостью и мастерством незаурядным владимирцы являют миру свое культурное достояние, ибо в основе их репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире.
На этой пластинке представлено первое отделение концерта «Из музыкальной летописи Владимира». Хоровая музыка почти пяти веков. Прочный исторический фундамент составляют такие не звучавшие столетия шедевры, как «Свадебный» и «Праздничный» концерты. Самый же древний из этих памятников — песнопение XVI века «Стихира на Сретение иконы Владимирской Богоматери». Явление ее в Георгиевской церкви, на подмостках «Театра Хоровой Музыки» созвучно дню сегодняшнему, вновь познающему свое прошлое, свою историю. И воскресают в памяти строки стихов Максимилиана Волошина «Владимирская Богоматерь»:

Не на троне — на ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье. (...)
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.

Так из забвения веков, неизменные и преображенные, приходят к нам страницы «музыкальной летописи Владимира». Воскрешая прошлое и предрекая будущее, они снова и снова подтверждают вывод Волошина:

В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!

А. Тевосян

АОЛЗ
1990 Зак. 430. Тираж 11700
limonka / 2014-09-02 17:07:12 / Редакция № 2: 2022-12-19 21:30:24
Изображение
limonka / 2014-09-02 17:07:32
Изображение
Во Владимире, на древней земле создан уникальный Театр Хоровой Музыки. Это постоянная труппа — Владимирский камерный хор, имеющий свой собственный Дом — великолепное здание Георгиевской церкви — и свой приход, свою публику.
«Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора под управлением Эдуарда Маркина, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Но не музейное любование прошлым или стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки».
В основе его репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире. Так, по инициативе Э. Маркина для исполнения во Владимире рождалась оратория В. Калистратова «Золотые ворота». По его заказу было создано и записанное на этой пластинке хоровое действо «Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому». Композитор Владимир Генин посвятил его городу Владимиру, древней столице Владимиро-Суздальского княжества.
Автор говорит: «Судьба Андрея Боголюбского, одного из самых могучих русских князей, который перенес центр Руси на Север, в бедную суздальскую землю, была трагична—Андрей, по примеру святых Бориса и Глеба, принял мученическую смерть от рук недругов. Злодеяние осталось неотмщенным: забыв добрые дела князя, тело его бросили на поругание, а дом разграбили. Лишь верный Кузмище горем своим обратил горожан к покаянию. И погребен был князь с великим плачем опомнившегося народа...
Свою задачу я видел не в стилизации, не в создании декораций далекой эпохи, а в живом приближении изображаемых событий вплотную к зрителю, слушателю. Восстановление связи времен, воскрешение исторической памяти необходимо. Ибо вера и неверие, грех и святость — вечные для русской души вопросы».
Именно так и звучит в «Театре Хоровой Музыки» это страстное повествование о событиях и судьбах, на глазах у зрителей разворачивается житие князя и символические картины народной жизни, почти театральная сцена убиения Андрея Боголюбского и омытое слезами отпевание. Хор — полноправный участник, свидетель и комментатор происходящего, действующее лицо и живая декорация. Сценическое развитие возникает из перекличек групп и движения хора, то отступающего в глубину, то в кульминационном напряжении сцены убийства вырывающегося на авансцену. А потом — трагически просветленная молитва на бессмертные слова Иоанна Дамаскина. И хор, до того рассредоточенный, теперь в соединении, сочувствии, согласии—притихшая и поникшая в горе толпа, в этом горестном отпевании прозревшая великое таинство Смерти... И все это, по канонам древних мастеров, композитор оправляет в прочный, сверкающий золотой оклад «Славы земле Русской», когда в начале и конце, как символ исторической преемственности, связи времен и поколений, взвиваются к куполу торжественные слова: «О, светло светлая и украсно украшенная Земля Русская!»
А. Тевосян

АОЛЗ
1990 Зак. 430. Тираж 10000
limonka / 2014-09-02 17:07:50 / Редакция № 2: 2022-12-19 21:32:42
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 88
год выпуска 1990
limonka / 2014-09-02 17:08:12 / Редакция № 1: 2021-08-05 01:50:21
Изображение
limonka / 2014-09-02 17:08:30
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 88
год выпуска 1990
limonka / 2014-09-02 17:08:44 / Редакция № 1: 2022-09-11 20:23:29
Изображение
limonka / 2014-09-02 17:09:06
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка