2 дня
О сайте9 4 | С10—08871-2 1977 |
Х. АВЕТИСЯН 1. Арфа, это ты (В. Арутюнян) 2. Как ты нежна (С. Капутикян) А. АЙВАЗЯН 3. Черноокая (О. Гукасян) На армянском языке ЧЕТЫРЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ: 4. Лучинушка 5. Час да по часу 6. Выйду ль я на реченьку 7. Уж ты, Сёма-Симеон ДЖ. ГЕРШВИН 8. Хочу обнять тебя (А. Гершвин) 9. Как долго длиться так могло (А. Гершвин) 10. Острый ритм (А. Гершвин) На английском языке В. ЭНРИКЕ 11. Цветок счастья (автор слов неизвестен) На португальском языке М. ПОНСЕ 12. Лодка моряка (автор слов неизвестен) Э. ГРИНЕ 13. Сонгоро-косонго (Н. Гильен) КОЛУМБИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ 14. Колумбиана На испанском языке Рузанна Лисициан - сопрано Карина Лисициан - меццо-сопрано Восточный ансамбль п/у И. Касабабова (1—3) М. Сорокоумовская, арфа (1) Ю. Мадатова, фортепиано (1—3, 12) Квартет русских народных инструментов «Сказ» (4—7) Ансамбль «Мелодия» п/у Г. Гараняна (8—11, 13, 14) Г. Кемлин, скрипка (12) Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор И. Орлова |
Первые концерты дуэта солисток Московской государственной филармонии Рузанны и Карины Лисициан состоялись в начале 1974 года в Концертном зале имени Чайковского. С той поры ансамбль приобрел уже большую популярность в нашей стране и за рубежом. Мне доводилось слушать сестер Лисициан и в концертных залах Москвы, и перед так называемой клубной аудиторией, и на зарубежных международных фестивалях. Повсюду успех был огромным. Причина тому — в высоком уровне мастерства певиц. Мастерство же это формировалось в процессе длительной творческой «предыстории» дуэта. Дочери выдающегося советского певца, прославленного солиста Большого театра СССР Павла Герасимовича Лисициана, Рузанна и Карина с детских лет росли в атмосфере музыки. Сначала они учились в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классам фортепиано и арфы, затем—уже по классу пения — в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Далее последовала работа в ансамбле «Мадригал» и участие в уникальном семейном вокальном квартете (Павел Герасимович Лисициан, его сын Рубен и дочери Рузанна и Карина). Все это дало певицам широкий репертуарный кругозор, владение исполнительскими стилями разных национальных школ и эпох. Высокая музыкальная культура — главная, определяющая черта дуэта сестер Лисициан. Репертуар их простирается от музыки эпохи Возрождения до новинок современного композиторского творчества. Монтеверди, Бах, Дуранте, Россини, Глинка, Чайковский — все это звучит у певиц стилистически безупречно. И каждый раз они находят индивидуальный «ключ» к исполнительской трактовке произведения. В одном случае это красота и пластичность bel canto, в другом — виртуозный блеск колоратурных пассажей, в третьем - обостренная выразительность вокально-речевой фразы, в четвертом — колористическое богатство тембровых оттенков. И всегда великолепный ансамбль! Исполнительницы прекрасно умеют слышать и слушать звучание голоса друг друга, добиваясь идеальной тембровой слитности, что так важно в вокальном дуэте. Данная пластинка представляет творчество певиц лишь в одном репертуарном ракурсе — народных песнях и близких им по стилю произведениях. Однако сфера эта у сестер Лисициан необычайно широка. Они исполняют народную музыку многих стран, причем всегда на языке оригинала. И поэтому даже одна конкретная программа достаточно разнообразна по содержанию и демонстрирует исполнительские возможности дуэта в самых различных аспектах. Русские народные песни подобраны здесь по принципу драматургического контраста. И звучат они все превосходно, будь то полная неизбывной печали «Лучинушка» или задорно-веселая «Выйду ль я на реченьку». Армянская музыка, представленная дуэтами X. Аветисяна и А. Айвазяна, впечатляет в исполнении сестер Лисициан богатством образов и тембральных красок. Особый интерес представляет интерпретация певицами произведений Дж. Гершвина и композиторов стран Латинской Америки. Рузанна и Карина Лисициан превосходно владеют стилистикой джаза в его модификации, идущей от блюзов и спиричуэлс. Произведения Дж. Гершвина они поют с безупречным художественным вкусом. В песнях Бразилии, Мексики, Кубы, Колумбии перед нами возникают каждый раз новые образные сферы, но при этом неизменно на первый план выступают поразительная душевная чистота и поэтическая красота музыки. Ее эффектная красочность помогает лишь ярче оттенить эти свойства, а отнюдь не носит самодовлеющего характера. В целом программа свидетельствует о вокальном мастерстве сестер Лисициан, их музыкальной культуре, о многогранности и своеобразии их творческого облика. Ин. Попов |