Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
3
3 участника имеют этот альбом
М10 48649 007
1989, дата записи: 1902-1905 гг.
Alder / 2013-01-05 11:19:50 / Редакция № 4: 2022-01-03 00:29:40
Изображение
Сторона 1
В. А. МОЦАРТ (1756— 1791)
1. Ария Лепорелло («Дон Жуан», 1 д.) — 4.15
022004 (29 у) 1903 г.
ДЖ. ВЕРДИ (1813— 1901)
2. Каватина Дона Гомеса Сильвы («Эрнани», 1 д.) —2.10
2-22201 (2074 к) 1905 г.
3. Ария Филиппа («Дон Карлос», 3 д.) — 4.40
022001 (25 у) 1903 г.
Ш. ГУНО (1818— 1893)
4. Сцена Мефистофеля и Фауста («Фауст», пролог) — 2.40
24315 (1355 г) 1903/1904 гг.
5. Дуэт Мефистофеля и Фауста («Фауст», пролог) — 3.18
024003 (115 Нр) 1903/1904 гг.
6. Ариозо Мефистофеля («Фауст», 2 д.)— 1.40
22170 (564 С) 1902 г.
7. Сцена у церкви («Фауст», 3 д.) — 4.05
024002 (104 Нр) 1903/1904 гг.
8. Серенада Мефистофеля («Фауст», 3 д.) — 1.42
22335 (563 С) 1902 г.
Фауст — Александр Давыдов, тенор (4, 5)
Маргарита — Мария Михайлова, сопрано (7)
Фортепиано (1 —8)

Сторона 2
М. ГЛИНКА (1804 — 1857)
1. Ария Сусанина («Иван Сусанин», 4 д.) — 3.00
22085 (327 z) 1902 г.
2. Ария Руслана («Руслан и Людмила», 2 д.) — 3.45
022082 ( 243 т) 1905 г.
А. ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813— 1869)
3. Ария Мельника («Русалка», 1 д.) — 2.27
2-22511 (323 z) 1902 г.
А. БОРОДИН (1833 — 1887)
4. Песня Владимира Галицкого («Князь Игорь», 1 д.) —3.49
022006 (31 у) 1903 г.
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
5. Ария Гремина («Евгений Онегин», 3 д.) — 4.25
022005 (30 у) 1903 г.
Р. ЭРЛИХ (1866— 1924)
6. Ангел (А. Пушкин) — 2.05
2-22204 (2071 к) 1905 г.
А. ЭРАРСКИЙ (1851 — 1897)
7. Ах, не мне молодцу (А. Кольцов)— 1.42
2-22200 ( 2076 к) 1905 г.

Оркестр Gramophone Company Ltd. Дирижер Бруно Зайдлер-Винклер (2)
Фортепиано (1, 3—7)
Записи Gramophone and Typewriter, Петербург
Указаны исходные каталожные и матричные (в скобках) номера записей
При реставрации использованы фономатериалы из собраний Ю. Перепелкина
Реставратор Т. Павлова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров

«МЕЛОДИЯ», 1989
Всесоюзная студия грамзаписи. Архивные записи 1902— 1905 гг.
Ленинградский завод грампластинок
10.02.89 г. Тип. завода З. 2348-О-3000
Из серии "Музыкальное наследие. Исполнительское искусство"
Alder / 2013-01-05 11:19:50 / Редакция № 4: 2022-01-10 22:14:26
Имя выдающегося певца Дмитрия Ивановича Бухтоярова в настоящее время мало известно. По воспоминаниям современников и по отзывам прессы, он являлся преемником замечательного артиста Федора Игнатьевича Стравинского (отца И. Ф. Стравинского), баса Мариинской оперы в Петербурге, стремившегося к синтезу музыкального и сценического воплощения оперных ролей. Такой взыскательный критик, как С. Сви-риденко, высоко оценивала искусство Бухтоярова, «мимика и сценические приемы которого стали все больше и больше напоминать покойного Стравинского. Это сходство — отнюдь не отзывающееся рабским подражанием — несомненно служит к выгоде Бухтоярова: превосходный сценический стиль Стравинского... почти всецело возрождается в его игре».
Дмитрий Иванович Бухтояров родился в 1866 году в Ростове-на-Дону в семье слесаря. В детстве получил «домашнее» образование, кроме того обучался игре на фортепиано, увлекался пением; после мутации голоса стал брать уроки у местных педагогов, участвовал в концертах литературного кружка, где отметили его голос и музыкальность и рекомендовали приобрести профессиональное образование. В 1891 году Бухтояров поступает в Петербургскую консерваторию. Еще на вступительном экзамене на него обратил внимание С. И. Габель, знаменитый педагог-вокалист, и взял его в свой класс. Первый благоприятный отзыв прессы Бухтояров получил будучи студентом четвертого курса, когда исполнил партию Мельника в «Русалке» А. Даргомыжского в показательном спектакле на сцене Александрийского театра (январь 1895 года). В 1896 году Бухтояров окончил консерваторию. Его выступление на выпускном экзамене было настолько успешным, что он тут же получил предложение антрепренера А. Церетели поступить в Харьковскую частную оперу, где он дебютировал в августе 1896 года (партия Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского). За один сезон Бухтояров выступил в десяти партиях первого положения (в их числе Сусанин в опере М. Глинки и Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно). Уже в середине сезона Бухтояров был приглашен на дебют в Мариинский театр и выступил в ролях Мефистофеля и Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М. Глинки (27 и 29 апреля 1897 года). Он был принят в труппу ведущего тогда театра и являлся его солистом до конца своей артистической деятельности. В сезоне 1897/ 98 года Бухтояров исполнил девять партий (двадцать девять выступлений), в том числе Мефистофеля в операх Ш. Гуно и А. Бойто, Лепорелло в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, Сусанина, Фарлафа в операх М. Глинки, Сен-Бри в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Гудала в «Демоне» А. Рубинштейна. В следующем году артист выступил уже в сорока пяти спектаклях, из новых партий наиболее значительной была роль Фальстафа в «Виндзорских проказницах» О. Николаи. В дальнейшем в каждом сезоне вплоть до 1910 года Бухтояров выступал в Мариин-ском театре как в партиях первого положения, так и второстепенных, преимущественно характерных, унаследованных им от своего знаменитого предшественника Ф. И. Стравинского. Репертуар певца (всего им исполнялись сорок три партии) отличался широким диапазоном вокальных, сценических, стилевых задач — в их решении Бухтояров был на уровне тех высоких требований, которые ставились музыкальным руководством театра, возглавляемым Э. Ф. Направником. Бухтояров пел Каспара в «Волшебном стрелке» К. М. Вебера (впервые в сезоне 1901/02 года), Фигаро в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта (тогда же), Хундинга в «Валькирии» Р. Вагнера (сезон 1900/01 г.), Орлика в «Мазепе» П. Чайковского (1902 —1903 гг.), Собакина а «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (1901 —1902 гг.), Варлаама в «Борисе Годунове» М. Мусоргского (1903 — 1904 гг.), Скулу в «Князе Игоре» А. Бородина (1909 — 1910 гг.).
Гастрольная деятельность певца не приобрела значительного масштаба, как и большинства артистов Мариинского театра его поколения. В марте 1900 года Бухтояров выступал в Одессе, в городском театре, с труппой артистов, возглавляемой супругами Фигнер (в «Опричнике» П. Чайковского, в «Кармен» Ж. Бизе, в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно). В июне — июле того же года с этой труппой артист гастролировал в Пензе, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани, в августе пел в Кисловодске в труппе Форкатти. Это была самая большая гастрольная поездка Бухтоярова. До 1910 года он эпизодически выступал в Киеве, Харькове, Полтаве, Николаеве, Херсоне и других городах. В сезоне 1903/04 года Бухтояров выступил на сцене Большого театра в Москве в восьми партиях (Сусанин, Мельник в операх М. Глинки и А. Даргомыжского, лорд Кокбер во «Фра-Дьяволо» Д.Ф.Э. Обера, Спа-рафучиле в «Риголетто» Дж. Верди и др.). В марте 1904 года Бухтояров посетил Баку, выступил в антрепризе Н. Н. Фигнера (партия Сен-Бри в «Гугенотах» Дж. Мейербера и др.).
После сезона 1909/10 года артист был вынужден из-за болезни резко сократить число выступлений на сцене Мариин-ского театра. Новые партии в его репертуаре появлялись редко (Кончак в «Князе Игоре» А. П. Бородина в сезоне 1912/13 года). В партии Кончака Бухтояров в последний раз появился перед публикой (22 октября 1917 года). Тяжелобольной артист прожил недолго. Он скончался от туберкулеза в июне 1918 года в Петрограде. В некрологе, помещенном в журнале «Рампа и жизнь», говорилось, что Бухтояров «считался заместителем и преемником знаменитого Стравинского... К Бухтоярову перешел почти весь его обширный репертуар. Это был умный, интеллигентный... всегда художественно корректный исполнитель басовых партий. Особенно запомнился его Мефистофель, трактованный, правда, в старинном салонном стиле, без шаляпинского демонизма, но все же очень яркий и сценически цельный...»
Будучи современником Шаляпина, Бухтояров все же представляет искусство более раннего времени. Его талант развивался вне воздействия шаляпинского гения, еще только завоевывавшего признание на московских сценах. Тем более интересен тот факт, что,- являясь продолжателем традиции Стравинского, Бухтояров внес в трактовку ряда образов выразительные черты, в последующем развившиеся и приобретшие гигантские масштабы в творчестве Шаляпина. Особенно это ощущается в записях фрагментов «Фауста» («Заклинание цветов», серенада Мефистофеля). Это свидетельствует о непрерывности артистической традиции в русской опере от Стравинского до Шаляпина.
Превосходный вокалист, Бухтояров неоднократно записывался на пластинки. Его дискография весьма обширна (шестьдесят девять записей). Но в наши дни пластинки артиста являются большой редкостью. Это объясняется тем, что наибольшая часть записей (пятьдесят семь) была осуществлена в самом начале века (1902 — 1905 гг.). Все ранние записи Бухтоярова принадлежат "Gramophone Company", ведущему производству пластинок в то время. В 1907 году голос Бухтоярова был записан немецкой фирмой «Бека-Рекорд» (четыре арии). Последние записи артиста относятся к 1912 году. Они были выполнены французской фирмой "Pathe". Записи «Бека-Рекорд» и "Pathe" не получили широкого распространения. Сохранившиеся фонограммы, при всем их техническом несовершенстве, являются ценным документом по истории вокального искусства. Они убеждают в том, что Бухтояров обладал красивым по тембру голосом (basso cantante) большого диапазона, был превосходным вокалистом и, несмотря на трудности работы в звукозаписи тех лет, создавал интересные, порой оригинальные интерпретации.
Ю. ПЕРЕПЕЛКИН
mvaleryi / 2014-12-29 15:12:38 / Редакция № 1: 2022-01-10 22:14:41
Изображение
Ленинградский завод грампластинок
ГОСТ 5289-88. Сторона 1
Ander / 2013-07-11 13:51:22
Изображение
Ленинградский завод грампластинок
ГОСТ 5289-88. Сторона 2
Ander / 2013-07-11 13:51:33
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка