6 дней
О сайте3 1 | М10 48547 007 1989, дата записи: 1902 - 1910 гг. |
Сторона 1 Дж. РОССИНИ 1. Серенада Альмавивы («Севильский цирюльник», 1 д.) — 3.58 OS22SO (1442 с), июнь 1908 г. 2. Дуэт Альмавивы и Фигаро («Севильский цирюльник», 1 д.) — 3.43 D8 388 054080 (619 с), май 1906 г. В. БЕЛЛИНИ 3. Дуэт Амины и Эльвино («Сомнамбула», 1 д.) — 3.37 054215 (1444 с), июнь 1908 г. Дж. ВЕРДИ 4. Ария Альфреда («Травиата», 2 д.) — 2.36 052129 (622 с), май 1906 г. 5. Дуэт Виолетты и Альфреда («Травиата», 4 д.) — 4.07 DB 368 054081 (620 с), май 1906 г. 6. Дуэт Джильды и Герцога («Риголетто», 1 д.) — 3.54 DB 368 054084 (638 с), май 1906 г. П. МАСКАНЬИ 7. Сицилиана Туридду («Сельская честь») — 2.12 52652 ( 2897 Ь), декабрь 1902 г. На итальянском языке Фигаро — Антонио Пини-Корси, баритон (2) Амина— Мария Гальвани, сопрано (3) Виолетта и Джильда — Хосефина Юге, сопрано (5, 6) Фортепиано (1, 3, 7) Карло Сабайно, фортепиано (4, 6) Оркестр Gramophone Company Ltd Дирижер Карло Сабайно (2, 5) Сторона 2 Ш. ГУНО 1. Каватина Фауста («Фауст», 2 д.) — 3.14 2-52519 (8058 Ь), май 1906 г. 2. Дуэт Маргариты и Фауста («Фауст», 2 д.) — 3.43 054043 (213 т), осень 1906 г. Ж. БИЗЕ 3. Ария Хозе («Кармен», 2 д.) — 3.54 D8 052185 (1175 с), лето 1907 г. A. ТОМА 4. Ария Вильгельма («Миньон», 2 д.) — 2.47 О А 124 2-52518 (8054 Ь), май 1906 г. Р. ВАГНЕР 5. Прощание Лоэнгрина («Лоэнгрин», 3 д.) — 2.48 2-52473 (7340 Ь). осень 1905 г. B. РИЧЧАРДИ 6. Luna lu! (Т. Ровито) — 2.37 DA 335 2-52724 (13340 Ь). 21 мая 1909 г. C. ГАМБАРДЕЛЛА 7. О marenarello (Дж. Оттавиано) — 2.26 92706, 1910 г. Э. ДЕ КУРТИС 8. Torna a Surriento (Дж. Куртис) — 2.30 92705, 1910 г. На итальянском языке (1 — 5), на неаполитанском диалекте (6 — 8) Маргарита — Челестина Бонинсенья, сопрано (2) Карло Сабайно, фортепиано (1, 2, 4, 5) Оркестр Gramophone Company Lid Дирижер Карло Сабайно (3) Хор, скрипка, мандолина, фортепиано (6) Оркестр (7, 8) Записи Gramophone Company Ltd, Милан (1 —5), Неаполь (6); Societi Italiana di Fonotipia, Милан (7, 8) Записи Gramophone Company Lid, Милан Указаны исходные каталожные и матричные (в скобках) номера записей. Реставратор Е. Дойникова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров При реставрации использованы фономатериалы из фонда Государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина, собраний Я. Садолевского и А. Годовича. Из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
На рубеже XIX — XX столетий мировая оперная сцена была необычайно богата вокальными талантами. Блистательную плеяду вокалистов выдвинула тогда Италия, и особенно представительную группу составляли в ней теноры. Мировую известность приобрели Роберто Станьо и Анджело Мазини, Франческо Таманьо и Франческо Маркони. Позднее, когда на оперном небосклоне высоко взошла звезда Энрико Карузо, рядом с ним блистали Алессандро Бончи и Амедео Басси, Эдоардо Гарбин и Джузеппе Ансельми, Джузеппе Боргатти и Аугусто Скампини. Каждый из этих артистов обладал неповторимым голосом и яркой творческой индивидуальностью. Фернандо Де Лючиа занимает среди своих современников особое место. Его искусство в основном следует вокальным традициям XIX века. Стилю классического бельканто певец остался верен, исполняя и музыку композиторов-вери-стов, с которой пришел новый, экспрессивный вокальный стиль, ярчайшим выразителем которого было пение Энрико Карузо. Как и Карузо, Фернандо Де Лючиа был уроженцем Неаполя (здесь он родился 11 октября 1860 года). Но если весь творческий путь Карузо проходил вдали от родного города и преимущественно за пределами Италии, то Де Лючиа — его антипод в искусстве пения — был неразрывно связан со своей страной и родным Неаполем, где он был любим больше, чем любой другой певец. Прежде чем посвятить себя пению, Де Лючиа обучался в неаполитанской консерватории Сан Пьетро по классам фагота и контрабаса, затем занимался у педагогов-вокалистов Б. Ка-релли и В. Ломбарди. В 1885 году состоялся его дебют на сцене лучшего театра Неаполя «Сан Карло» в заглавной партии оперы Ш. Гуно «Фауст». Де Лючиа довольно быстро завоевал признание как один из лучших теноров своего времени и в Италии, и за ее пределами. После выступлений в крупных итальянских театрах (в Болонье и во Флоренции) он был приглашен в 1887 году на гастроли в Южную Америку (в Буэнос-Айрес и Монтевидео), а также дебютировал в Лондоне на сцене театра «Друри Лейн» (Альфред в «Травиате» Дж. Верди). В последующие годы Де Лючиа пел также в Мадриде и Барселоне, в Париже и Брюсселе, в Лиссабоне и снова в Лондоне, посетил Россию. В 1893 году неаполитанский тенор появился в нью-йоркской «Метрополитен опера» (первое выступление — Хозе в «Кармен» Ж. Визе в ансамбле со знаменитой французской певицей Эммой Каль-ве). В Америке Де Лючиа провел только один сезон (кроме Нью-Йорка он пел еще в Чикаго), «не прижился» и вернулся в Европу. Несмотря на кажущееся обилие гастрольных поездок, основная деятельность артиста прошла на итальянских сценах. Хотя он был высоко ценим в одном из лучших театров Европы, в лондонском «Ковент-Гарден», и перед ним были открыты двери «Ла Скала», Де Лючиа предпочитал им сцену театра «Сан Карло» в родном Неаполе. Здесь, по словам Джакомо Лаури-Вольпи, певца и музыкального писателя, Де Лючиа «считался величайшим тенором всех времен». В 1902 году Энрико Карузо выступил в «Сан Карло» в «Любовном напитке» Г. Доницетти, и это выступление стало единственным провалом в его карьере. Публика, а вслед за ней и критика, предпочла ему своего любимца Де Лючиа. Больше Карузо в Неаполе не выступал. Дж. Лаури-Вольпи справедливо отмечает, что со стороны Карузо, «основателя новой, «веристской» вокальной традиции», было ошибкой выбрать для выступления в Неаполе «оперу старого репертуара», где вокальный стиль Де Лючиа больше соответствовал стилю музыкальному. Де Лючиа пережил Карузо и в 1921 году пел на похоронах великого соотечественника. Основу репертуара Де Лючиа составляли итальянские и французские оперы XIX века. Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ж. Визе, Ш. Гуно, А. Тома — эти авторы сопутствовали певцу на протяжении всего творческого пути. Из немецких опер лишь моцартовский «Дон Жуан» и вагне-ровский «Лоэнгрин» были представлены в его репертуаре. Когда в 1890-х годах появились первые оперы композиторов-веристов, Де Лючиа сразу стал их исполнителем как в Италии, так и в других странах. Он был участником премьер трех опер П. Масканьи: «Друг Фриц» в Римском театре «Костанци» (31 октября 1891 года), «Сильвана» в миланском «Ла Скала» (25 марта 1895 года) и «Ирис» на сцене «Костанци» в Риме (22 ноября 1898 года). В 1893 году Де Лючиа первым исполнил партию Канио в «Паяцах» Р. Леон-кавалло на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке, а также в Лондоне, в «Метрополитен» в том же году он участвовал и в премьере «Друга Фрица», в 1894 году артист был первым исполнителем партии Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи на сцене «Ковент-Гарден», а в 1900 году первым исполнил на этой сцене партию Каварадосси в «Тоске» Дж. Пуч-чини. Так, с именем певца «старой школы» связано распространение веристских опер. Хотя артист и не считается «специалистом» по этому репертуару, уже сам факт исполнения им такой «тяжелой» партии, как Канио в «Паяцах», свидетельствует об огромных возможностях той вокальной традиции, одним из последних представителей которой был Де Лючиа, обладатель легкого и гибкого голоса. Дж. Лаури-Вольпи называет Де Лючиа «опытным мастером оттенков», «хитроумным профессором неожиданных эффектов, владевшим тайнами виртуозных переходов», говорит о том, что для пения Де Лючиа характерны «сила и бережливость, mezzo voce и неожиданные вокальные взрывы», называет его мастерство совершенным. Действительно, записи артиста свидетельствуют о его виртуозном владении голосом, эффектном, но всегда безупречном в отношении вкуса, чередовании динамических градаций. Большое впечатление производит владение певцом всеми оттенками вокального piano, требующего совершенного певческого дыхания. В записях оперных дуэтов проявляются все лучшие качества Де Лючиа-ансамблиста (среди его партнеров такие знаменитые певицы, как Мария Гальвани и Челестина Бонинсенья). В период с 1902-го по 1909 год Де Лючиа записал семьдесят пластинок для крупнейшей компании того времени "Gramophone". Многие из этих записей разошлись по всему миру, были широко распространены в России. В 1910 году, когда Де Лючиа простился с оперной сценой и перешел исключительно к концертной деятельности, он сделал тридцать записей для миланской фирмы "Fonotipia" (неаполитанские песни). Но особенно активно работал Де Лючиа в грамзаписи в конце жизни. В 1917—1922 годах им было записано около трехсот дисков для общества "Phonotype" в Неаполе. Несмотря на такую рекордную цифру, они очень редки. Среди этих поздних пластинок выделяются две оперы, над записью которых Де Лючиа работал в 1918—1920 годах,— «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Риголетто» Дж. Верди с участием солистов, хора и оркестра театра «Сан Карло» под управлением Сальваторе Сассано. Де Лючиа был и видным педагогом (с 1910 года он состоял профессором консерватории Сан Пьетро в Неаполе), у которого стремились приобщиться к секретам мастерства певцы из разных стран. Среди его учеников французский тенор Жорж Тиль, прославившийся в 1920 — 1930-е годы, солистка Венской оперы сопрано Мария Немет, итальянская певица меццо-сопрано Джанна Педерцини, одна из ведущих солисток «Ла Скала» в 1920—1940-е годы. Ученики Де Лючиа нисколько не копируют его стиль,— очевидно, их знаменитый учитель развивал вокальный талант каждого в соответствии с индивидуальностью ученика. Сам Де Лючиа сохранял вокальную форму до последних дней жизни (он скончался в Неаполе 21 февраля 1925 года). Интерес к фонографическому наследию выдающегося мастера вокала не исчез и по сей день. За рубежом выпущены несколько долгоиграющих пластинок, на которых воспроизведены все записи 1902 — 1909 годов, частично 1910 года и последующих лет, в том числе обе оперы с участием Де Лючиа. Несмотря на «архаическое» звучание записей начала века, они являются ярким документом истории вокального искусства. |