2 дня
О сайте5 2 | С20 28955 005 1989, дата записи: 1973 - 1987 гг. |
Сторона 1 Праздничный марш — 4.21 Приветственная увертюра — 4.50 Три пьесы для саксофона-альта и духового оркестра— 12.29 1. Павана 2. Концертное танго 3. Тарантелла Сторона 2 Сюита «Праздник юности», в 4-х частях — 9.14 1. Торжественные фанфары 2. Песня 3. Новогодний бал 4. Спортивный марш Ретро-вальс — 4.19 Русский марш-частушка — 4.31 Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР (1) Государственный духовой оркестр РСФСР (2, 4, 5). Дирижер Николай Сергеев Сергей Рязанцев, саксофон-альт (3) Образцово-показательный оркестр Комендатуры Московского Кремля. Дирижер Сергей Политиков (3) Духовой оркестр штаба Московского военного округа. Дирижер Анатолий Мальцев (6) Звукорежиссеры: В. Спасский, С. Пазухин, Н. Данилин, В. Владимиров, В. Стрельцов. Редактор И. Йотко. Художник А. Дьячков. Фото Б. Палатника, В. Пищальникова ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1989 Всесоюзная студия грамзаписи Записи Всесоюзного радио 1973— 1987 гг. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Арт. 10-9. Цена 1 руб. 45 коп. 1990 Зак. 82. Тираж 8300 Духовой оркестр. Его звучание никого не оставляет равнодушным. Невозможно представить себе большого праздника без ликующих фанфар, торжественного марша, выразительных танцев. Ему дано заполнить огромные пространства, подчинить себе многотысячную аудиторию. В последние годы интерес к духовой музыке заметно возрос как у нас в стране, так и за рубежом. Современная музыка для духового оркестра, сохранив характерную для нее демократичность и доступность, впитала особенности музыкального языка нашего времени. Одним из интересных представителей советской композиторской школы старшего поколения, работающим в этом жанре, является заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Калинкович (р. 1917) — многосторонний музыкант: пианист, исследователь (автор ряда теоретических трудов по инструментовке), педагог. Музыка для духового оркестра (он пишет и в других жанрах) принесла композитору широкое признание. Его произведения звучат в ГДР, Голландии, Австрии, Болгарии, Венгрии, Австралии и Японии. Г. Калинкович окончил Московскую консерваторию в 1940 году по классу фортепиано у А. Гольденвейзера. С 1941 года учился на военно-дирижерском факультете при Московской консерватории (дирижированию — у М. Багриновского, инструментовке — У Д- Рогаль-Левицкого и композиции — у Б. Лятошинского). С 1944 года Г. Калинкович — на фронте. Сразу после войны началась педагогическая работа, которая продолжалась до 1979 года. В 1953 году Калинкович защитил диссертацию на звание кандидата искусствоведения. Для духового оркестра им написаны три симфонии, концерты, вариации, увертюры, сюиты, марши, танцы, ряд отдельных пьес. Музыке Калинковича свойственны выразительный мелодизм, тонкое ощущение современного гармонического и метроритмического языка, а яркая оркестровка демонстрирует блестящее знание природы каждого инструмента, его тембро-колористических и технических возможностей. В данную пластинку включены небольшие по размеру и более традиционные для этого жанра произведения. Они несложны по музыкальному языку, разнообразны по настроению. Открывается пластинка концертным маршем «Весна Победы» (или «Праздничный марш»), который часто играется в дни военных парадов на Красной площади. Интересно отметить, что композитор в нем мастерски использовал интонации музыки М. Таривердиева к телефильму «Семнадцать мгновений весны». «Приветственная увертюра», по словам автора, была задумана как небольшое радостное, светлое произведение, которое может быть вступлением к праздничному концерту. Три пьесы для саксофона-альта и духового оркестра — колоритные концертно-танцевальные зарисовки, демонстрирующие высокое исполнительское мастерство солиста. Томную, неторопливую «Павану» с темой широкого дыхания сменяет «Концертное танго». Достойно завершает этот небольшой цикл стремительная, эффектная «Тарантелла», сверкающая филигранно отточенными пассажами в противопоставлении распевной кантилене среднего раздела. Сюита «Праздник юности» объединяет четыре маленьких пьески. «Торжественные фанфары» — традиционная заставка, вступление, как бы приглашение на концерт. «Песня» — стилизация мягко, лирично звучащего русского народного хора. «Новогодний бал» строится на типичных интонациях советских молодежных песен. Автор его воспринимает как школьный бальный танец. «Спортивный марш» упругим, энергичным движением заключает сюиту. «Ретро-вальс», часть из сюиты «Вальсы», часто исполняется отдельно. Название возвращает нас мысленно к лучшим образцам традиционного старинного вальса. Задумчиво и мягко, мечтательно и грустно звучит соло баритона, сменяющееся то бурным, страстным порывов tutti, то проникновенной лирикой. Интересной находкой оказалось завершение вальса. Он как бы испаряется, продолжая звучать на доминанте в группе ударных. «Русский марш-частушка» — явление уникальное. Кажется, впервые в музыке совместились эти два жанра, на первый взгляд непохожие друг на друга. Задор, лихость, оптимизм, неунывающая сущность русского солдата воплотились в музыке концертного марша. Н. Данчеева, музыковед |