5 дней
О сайте6 1 | С10 28341-4 (2 пластинки) 1989, дата записи: 1970 - 1980 гг. |
Сторона 1 М. ГЛИНКА (1804— 1857) Увертюра к опере «Руслан и Людмила» — 5.10 Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ Канты на Полтавскую победу 1.Орле Российский — 1.18 2. Увы, увы (Плач Мазепы)—1.50 3. Виват — 0.47 Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки Дирижер ВЛАДИСЛАВ ЧЕРНУШЕНКО М. МУСОРГСКИЙ (1839 — 1881) «Картинки с выставки» Прогулка. Гном — 4.40 Инструментовка С. Горчакова Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер КОНСТАНТИН СИМЕОНОВ H. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844— 1908) Колыбельная Волховы («Садко», 7 картина) — 3.00 ГАЛИНА КОВАЛЕВА, сопрано Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер ЭДУАРД ГРИКУРОВ И. СТРАВИНСКИЙ (1882 — 1971) Три фрагмента балета «Петрушка» I. Русская — 2.55 ГРИГОРИЙ СОКОЛОВ, фортепиано Сторона 2 Г. СВИРИДОВ (р. 1915) Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) — 3.40 ЕВГЕНИЙ HECTEPEHKO, бас ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, фортепиано Б. АРАПОВ (р. 1905) Соната для валторны и фортепиано (фрагмент) — 6.25 ВИТАЛИЙ БУЯНОВСКИЙ, валторна ОЛЕГ МАЛОВ, фортепиано Д. ШОСТАКОВИЧ (1906— 1974) Симфония № 10 ми минор, соч. 93 2. Allegro — 4.00 Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ С. СЛОНИМСКИЙ (р. 1932) Голос из хора, кантата для солистов, хора, органа и камерного оркестра на стихи А. Блока 1. О, весна (фрагмент) — 5.05 ЕВГЕНИЯ ГОРОХОВСКАЯ, меццо-сопрано СЕРГЕЙ ЛЕЙФЕРКУС, баритон ЮРИЙ СЕМЕНОВ, орган Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки Камерный оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С. ПРОКОФЬЕВ (1891 — 1953) Концерт № 1 для скрипки с оркестром фа мажор, соч. 19 2. Scherzo — 3.45 БОРИС ГУТНИКОВ, скрипка Государственный симфонический оркестр СССР Дирижер ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ Сторона 3 В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ (1907— 1979) Где же вы теперь, друзья-однополчане (А. Фатьянов) — 3.20 ЕФРЕМ ФЛАКС, бас ИРИНА ГОЛОВНЕВА, фортепиано Б. КРАВЧЕНКО (1929— 1979) Сороковые (Д. Самойлов) — 5.00 Хор Ленинградского телевидения и радио Дирижер ГРИГОРИЙ САНДЛЕР В. УСПЕНСКИЙ (р. 1942) Ноктюрны для голоса и камерного оркестра (фрагмент) — 3.20 ИРИНА БОГАЧЕВА, меццо-сопрано Ленинградский оркестр старинной и современной музыки Дирижер ВИКТОР ФЕДОТОВ Г. ПОРТНОВ (р. 1928) Ленинградские белые ночи (М. Светлов) — 3.05 ЕЛЕНА ДРИАЦКАЯ, сопрано ВИКТОР КРИВОНОС, тенор Эстрадно-симфонический оркестр имени В. П. Соловьева-Седого Дирижер СТАНИСЛАВ ГОРКОВЕНКО Л. ПРИГОЖИН (р. 1926) Соната для готово-выборного баяна 3. Vivace —4.25 ОЛЕГ ШАРОВ, баян В. ГАВРИЛИН (р. 1939) Симфония-действо «Перезвоны» 11. Дудочка 12. Воскресенье Московский камерный хор. Дирижер ВЛАДИМИР МИНИН Сторона 4 В. БАСНЕР (р. 1925) Восемь стихотворений Анны Ахматовой 5. Песенка — 2.00 ЕВГЕНИЯ ГОРОХОВСКАЯ, меццо-сопрано ИРИНА ГОЛОВНЕВА, фортепиано О. ЕВЛАХОВ (р. 1912) Концерт-поэма для скрипки с оркестром, соч. 39 (фрагмент) — 3.55 МИХАИЛ ВАЙМАН, скрипка Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер АРВИД ЯНСОНС Б. ТИЩЕНКО (р. 1939) Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели 3. Meno mosso. Robusto — 5.10 Государственный квартет имени С. И. Танеева Г. БАНЩИКОВ (р. 1943) Петербургский ноктюрн, кантата для меццо-сопрано и малого симфонического оркестра на стихи А. Блока (фрагмент) — 2.45 НИНА РОМАНОВА, меццо-сопрано Ленинградский государственный камерный оркестр Дирижер РАВИЛЬ МАРТЫНОВ Ю. ФАЛИК (р. 1936) Легкая симфония 3. Allegro bravuro — 2.40 Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ А. ПЕТРОВ (р. 1930) Петр I, музыкально-драматические фрески Финал — 3.00 Хор и оркестр Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова Дирижер ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ Записи с концертов в Большом зале Ленинградской филармонии 29 ноября 1981 г. (1), 6 декабря 1980 г. (3), 3 декабря 1973 г. (6), 31 марта 1976 г. (8), в Большом зале Московской консерватории 27 июля 1980 г. (10), в зале Ленинградской государственной академической капеллы имени М. И. Глинки 20 января 1973 г. (18) и 29 мая 1988 г. (20) Звукорежиссер реставрации Ф. Гурджи Редактор К. Иванова Художник В. Панкевич. Фото Ю. Николаева Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград! НИКОЛАЙ АСЕЕВ Петербург, властно покоряющий, властно удерживающий в плену всякого, кто проникся его красотой, уже спустя столетие после рождения был уникальным городом-замыслом, городом-книгой, городом-симфонией. Вот чуткое свидетельство повидавшего европейские столицы поэта-современника: «Какой город! Какая река!.. Единственный город! Смотрите — какое единство! Как все части отвечают целому!..» (К. Н. Батюшков). Удивительно ли, что застывшая музыка петербургской архитектуры оживает в произведениях русских композиторов, породив и самый тип художественного миросозерцания, слышания, «видения мира в духе музыки» (Игорь Глебов), и строгую законченность исполнительского стиля (ныне именуемую «ленинградским академизмом»), и, наконец, особые традиции восприятия музыки, культуру слушательской аудитории. Удивительно ли, что организованный впервые в 1965 году фестиваль новой музыки ленинградских композиторов вскоре завоевал не только всесоюзное, но и международное признание. Авторитет «Ленинградской музыкальной весны» зиждется на прочном фундаменте культурных традиций Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Имя это в ряду имен крупнейших центров мировой музыкальной культуры отчетливо звучит на протяжении без малого трех столетий. На сценах невской столицы было положено начало регулярным представлениям оперных трупп в России (сперва итальянских, а затем и русских). Здесь в числе первых в Европе было основано Санкт-Петербургское филармоническое общество (1802). Здесь же возникли спустя несколько десятилетий Русское музыкальное общество (1859), Санкт-Петербургское общество квартетной музыки (1872), первая в России консерватория (1862), «Бесплатная музыкальная школа» (1862). Известный русский меценат М. П. Беляев организовал в Петербурге в 1885 году «Русские симфонические концерты», начиная с 1891 года он же проводит «Русские квартетные вечера». В первые годы XX века возникли «Вечера современной музыки», знакомившие слушателей с наиболее яркими новинками отечественной и западной музыки. Петербург по инициативе Антона Рубинштейна стал (начиная с 1890 года) местом проведения первых в мире регулярных международных исполнительских конкурсов, сделавшихся впоследствии важнейшим институтом современной концертной жизни. Революционный Петроград в первые послеоктябрьские годы возродил традицию массовых музыкальных празднеств, традицию, заложенную Великой Французской революцией и в то же время восходящую к музыкальным торжествам под открытым небом в петровскую эпоху. Ленинградские музыкальные олимпиады (1927 — 1936), в которых принимали участие десятки тысяч самодеятельных певцов и инструменталистов, подобно грандиозным хоровым фестивалям в Англии во времена Генделя, приобщили к музыкальному искусству огромные массы горожан. В середине 30-х годов именно Ленинград стал ареной первых в СССР музыкальных фестивалей. Предлагаемые в настоящем альбоме записи петровских кантов-виватов, шедевров Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, разумеется, не в силах отразить все богатство петербургской музыкальной школы, советской музыкальной классики. Но каждое из великих имен олицетворяет это бесценное наследие. «Ленинградская музыкальная весна» на протяжении четверти века была живой, ежегодно обновлявшейся панорамой творчества ленинградских композиторов. Когда суммируешь впечатления, оставленные фестивалями за многие годы, в памяти возникает ощущение слитного и мощного композиторского хора. Авторов, различных по природе дарований, подчас далеких по творческой устремленности, объединяет не общая «метода пения», не единая «постановка голоса», а то, что в широком смысле слова принято называть ленинградской композиторской школой. Множественность различных направлений — стилевых, жанровых — в ленинградской музыке, как в микрокосмосе, отражает богатую и разнообразную картину советской музыки целом. Ежегодный весенний фестиваль — не только форум композиторского творчества, но и праздник ленинградского исполнительского искусства. Многие сочинения задуманы и написаны с «прицелом» на их первых интерпретаторов. Любовь ленинградских исполнителей к современной музыке, понимание ее устремлений зачастую направляет композиторские решения. В атмосфере постоянных исканий рождается ответный порыв слушательской аудитории к новому в музыке, живой творческий интерес к сочинениям молодых композиторов. В этом залог грядущих музыкальных открытий. И. РАЙСКИН |