6 дней
О сайте4 | С20-19041-2 1983, дата записи: 1980 |
Сторона 1: 1. Отлетала лебедушка, свадебная - 2:01 2 . Что во тереме, свадебная песня с причитание невесты "Уж приотстань-ко ты, цветно платьице" - 4:17 3. Знать недолго веночку, свадебная - 1:29 4. Уж как конь идёт по бережку, свадебная - 2:27 5. Не ходите-ко, девки, замуж, лирическая - 2:31 6. Уж как по лугу, хороводная - 3:08 7. На калине соловей, свадебная - 1:56 8. Эх, наставать солнцё, хороводная - 2:26 Сторона 2: 9. Куды сдумала она, лирическая - 4:55 10. На Негиновском славноём бережку, лирическая - 3:05 11. Нз-за лесу, лесу тёмного, свадебная - 4:01 12. Ещё с терема на терем, свадебная - 4:37 13. Что не яблочко по горнице, свадебная - 1:16 14. Отворяйся, дверь дубовая, свадебная - 3:04 Фольклорные ансамбли деревень Горчаково (1-5), Березники (6) и поселка Пчева (7) Киришского района Ленинградской области, деревни Авдеево Пудовского района Карельской АССР (8-14). Запись 1978 - 80гг. |
Фольклорные фестивали в городе Кириши Ленинградской области получили широкую известность среди любителей народного музыкального искусства. Настоящим праздником народного творчества стал очередной, Третий Киришский фестиваль, состоявшийся в январе 1980 года. В нем приняли участие народные исполнители из различных районов Ленинградской области—этнографические коллективы деревень Белой, Мотохово, Горчаково, Березники, Пчева Киришского района, народный хор Дома культуры «Горняк» города Сланцы, ансамбль «Рёнтюшки» поселка Рапполово Всеволожского района, а также гости из Карелии (этнографический коллектив деревни Авдеево Пудовского района), фольклорные ансамбли Ленинградской консерватории и «Леэгаюс» (Таллин). Организаторы фестиваля — отдел культуры Киришского горисполкома, Киришский городской комитет КПСС и Ленинградский областной научно-методический центр народного творчества и культпросветработы — провели большую подготовительную работу, способствовавшую успеху фестиваля. В течение трех дней на многочисленных городских и сельских концертных площадках не смолкали народные песни. Песня стала хозяйкой не только клубной сцены — на городской площади, на деревенских улицах наперекор знаменитым крещенским морозам пели песни, частушки, водили хороводы, плясали. Истинной вершиной праздника стало народное гулянье в деревне Горчаково, куда съехались жители окрестных деревень, участники и гости фестиваля. Яркие и веселые игры ряженых (кикимора, медведь и другие традиционные маски), фрагменты древних земледельческих обрядов («молотьба»), катанье на лошадях убеждали всех в нескончаемой силе народной фантазии, в неисчерпаемости творческого духа народа. И как подобает на деревенских праздниках, стол для всех — прямо на улице, с самовара ми, пирогами, со всякой снедью, приготовленной по старинным местным рецептам. Массовое гулянье заключительного дня фестиваля, выступления творческих коллективов дополнилось традиционной ярмаркой, на которой были представлены изделия местных народных промыслов — киришские кружева, красочные тканые половики и многое другое. Предлагаемая пластинка знакомит слушателей лишь с небольшой частью песенной программы фестиваля — свадебными, хороводными, лирическими песнями из репертуара народных исполнителей деревень Горчаково, Пчева, Березники, Авдеево. Наибольший интерес среди традиционных жанров музыкального фольклора Киришского района представляют песни старинной свадьбы. У исследователей нет сомнений относительно принадлежности этих песен к традициям древней новгородской народно-песенной культуры. Об этом свидетельствуют и ведущие музыкально-стилевые признаки, и образно-поэтический строй песен киришcкой свадьбы. Более того, можно сказать, что в Киришском районе сохранились классические образцы основных типовых напевов песен новгородской традиции (№ 1—4, 6). Свадебные песни деревни Авдеево (№ 11—14) также относятся к этому этнокультурному строю песенного фольклора. Но здесь мы встречаемся с особой, местной формой проявления общих для этого стиля закономерностей. Особенности стиля авдеевских песен ярко выражаются в протяжных лирических песнях (№ 9, 10), ладоинтонационный строй и приемы распева которых составляют одну из характернейших сторон северно-русской песенности. Хороводные песни «Уж как по лугу, по лужечку» (№ 6) из деревни Березники и «Эх, настават солнцё» (№ 8) как по сюжетам, так и по музыкальной форме представляют собой типичные примеры старинных игровых хороводов. Своеобразие напевов песен разных жанров, исполнительская манера представленных коллективов свидетельствуют о глубоких корнях местных песенных традиций. Сохранению и пропаганде этих традиций и был посвящен Третий Киришский фольклорный фестиваль. Основная работа по подготовке настоящей пластинки была выполнена студентами и сотрудниками лаборатории народного музыкального творчества Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. А. Мехнецов |