2 дня
О сайте15 2 | С10 28145 003 1989, дата записи: 1987 |
Сторона 1 И. С. БАХ. Сарабанда ми минор (переложение В. Фитценгагена) — 4.24 А. ДВОРЖАК. Мелодия си минор (обработка Г. Заборова) — 3.12 С. ПРОКОФЬЕВ. Юмористическое скерцо си-бемоль мажор, соч. 12 №9 (переложение Р. Азархина) — 2.28 Е. СВЕТЛАНОВ. Ария ре минор (переложение Г. Заборова) — 4.29 С. ЦИНЦАДЗЕ. Чонгури ля мажор (обработка А. Власова)— 1.26 Д. ПОППЕР. Реквием фа-диез мажор, соч. 66 — 8.27 К. СЕН-САНС. Лебедь соль мажор из сюиты «Карнавал животных» (обработка Г. Заборова) — 3.04 Сторона 2 Ю. КЛЕНГЕЛЬ. Гавот соль мажор — 3.42 А. КРЕЙН. Лирический фрагмент ля минор, соч. 1 — 3.34 Г. ФОРЕ. Пробуждение до минор (обработка Г. Заборова) — 3.08 Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» (переложение О. Штримера) — 1.08 Ж. МАССНЕ. Элегия ми минор (обработка Г. Заборова) — 3.11 Ж. ИБЕР. Маленький белый ослик фа-диез мажор (обработка Г. Заборова) — 1.47 Ф. ШУБЕРТ. Ave Maria до мажор (обработка Г. Заборова) — 5.49 Д. МИЙО. Бразилейра фа мажор из сюиты «Скарамуш» (обработка В. Полторацкого) — 2.39 Юрий Лоевский, 1-я виолончель Светлана Жук, 2-я виолончель (1 —5, 7— 15) Аркадий Буданицкий, 3-я виолончель Олег Созиноо, 4-я виолончель Вера Часовенная, фортепиано (2, 4, 10—13, 15) Евгения Чеглакова, фортепиано (6, 14) Надежда Толстая, арфа (7) Алла Мамыко и Борис Степанов, ударные (15) Звукорежиссер М. Кожухова. Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Барышникова. Фото А. Чумичева Цифровое издание MEL CO 1280 АОЛЗ 1990 Зак. 518. Тираж 5740 |
Квартет Госоркестра СССР - Популярная классическая музыка |
Ансамбль «одного инструмента» — художественно впечатляющее явление, особенно если этот инструмент по своим свойствам близок к человеческому голосу. Объемное, стереофонически наполненное, сочное и единое по тембру звучание напоминает хор, поющий в огромном, напоенном воздухом пространстве. История ансамбля «одного инструмента» восходит к XVII веку, когда при дворе Людовика XIV Жаном-Батистом Люлли был создан уникальный оркестр скрипок, прозванный «Двадцать четыре скрипки короля». Аналогов подобного ансамбля любители музыки знают немало. Широко известен знаменитый Ансамбль скрипачей Большого театра СССР. В этом же театре родился ансамбль виолончелистов под руководством Юрия Лоевского, успешно выступавший в нашей стране и за ее пределами. С приходом в 1983 году Юрия Лоевского в качестве концертмейстера группы виолончелей в Государственный академический симфонический оркестр СССР здесь создается квартет виолончелистов, который сразу активно входит в концертную жизнь страны. Индивидуальность квартета обусловлена прежде всего исполнительской манерой самого оркестра и его главного дирижера Евгения Светланова. Ее определяют эмоциональная щедрость, открытость чувства, создающая ощущение живой музыки, творящейся при самом непосредственном участии слушателя; сочный, полнокровный, тембрально окрашенный звук; прекрасное чувство партнера, дающее возможность «дышать в унисон». Главный художественный принцип квартета можно сформулировать словами Евгения Светланова: «Оркестр определяют два понятия — качество звука и ансамблевая слаженность». Следует добавить также тонкое ощущение жанра ансамблевой миниатюры, сочинений разных эпох и стилей. Эти качества квартета виолончелистов Госоркестра отмечала газета «Советская культура» 23 мая 1985 года: «Ария Баха показала, какой огромный звуковой объем способны создать артисты. От нежнейшего, глубокого пиано до терпкого, страстного форте у них простирается целое море оттенков. Конечно, мы сразу ощутили стиль “большого оркестра”, крупный масштаб в подаче звукового материала, концертный размах. Видно, что молодой, “отпочковавшийся” коллектив прочно связан со своим родным стволом. От миниатюры же у музыкантов тонкость в штрихах, текучие линии, трепетная, интимная манера выражать эмоции. А главное — любовная сольная подача своего инструмента. Виолончель — это очень красивый инструмент, очень богатый, очень выразительный, — словно каждой нотой, в каждом такте напоминают они нам». Кто же эти музыканты, столь преданно любящие свой инструмент? Юрий Лоевский — заслуженный артист РСФСР, создатель и руководитель квартета. Исполнитель организующей творческой воли, блестящий концертант. Эту устремленность к концертной деятельности Лоевский проявляет и в созданном им квартете, подбирая репертуар, объединяя ансамбль в целостный живой, подлинно творческий коллектив. Светлана Жук — лауреат Всесоюзного фестиваля советской молодежи (1957). В Госоркестре играет с 1958 года. В квартете виолончелистов она — непосредственный продолжатель исполнительских традиций оркестра, выражающихся в ярком, сочном, летящем звуке, музыкальности, артистизме. Аркадий Буданицкий — заслуженный артист Удмуртской АССР, в Госоркестре с 1967 года. Серьезный, вдумчивый музыкант, отличающийся высокой культурой исполнения, вкусом и чувством стиля. Олег Созинов играет в Госоркестре с 1972 года. Обладает красивым звуком в сочетании с технической свободой исполнения. Ансамбль постоянно выступает в концертных залах Москвы и Подмосковья, гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом. Любовь к музыке, яркий артистизм его участников сделали квартет интересным явлением нашей концертной жизни. Основное направление их репертуара, привлекающего самую широкую демократическую аудиторию, можно определить так: «маленькие шедевры большой музыки». Такова программа этого диска. Жанна Дозорцева, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Зак. 518 Тир. 5740 1990 год |