2 дня
О сайте5 1 | С10 27387 000 1988 |
1. Речитатив и каватина Амины («Сомнамбула», 1 д.) 2. Сцена Амины («Сомнамбула», 3 д.) 3. Каватина Нормы («Норма», 1 д.) 4. Полонез Эльвиры («Пуритане», 1 д.) 5. Ария Эльвиры («Пуритане», 2 д.) На итальянском языке Оркестр Большого театра СССР. Дирижёр Марк ЭРМЛЕР |
С10-27387-8. Елена Зименкова, сопрано. Арии из опер Беллини 01 01.Речитатив и каватина Амины (Сомнамбула, 1 д.) 02.Сцена Амины (Сомнамбула, 3 д.) 02 03.Ария Нормы (Норма, 1 д.) 04.Полонез Эльвиры (Пуритане, 1 д.) 05.Ария Эльвиры (Пуритане, 2 д.) На итальянском языке Оркестр Большого театра СССР Дирижёр Марк Эрмлер Звукорежиссёр М.Пахтер Редактор Л.Абелян Оформление художника А.Григорьева Фото Ю.Данилова Запись 1987 |
Подобно тому, как порой один музыкальный лейтмотив пронизывает всю ткань сочинения, нередко изменяясь до неузнаваемости, лейтмотив творчества проходит через всю судьбу артиста, какими бы гранями она ни оборачивалась. Елена Зименкова, солистка Большого театра СССР, родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградскую консерваторию и за годы выступлений на сценах Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Большого театра исполнила ведущие партии лирико-колоратурного сопрано — Марфы в «Царской невесте», Виолетты в «Травиате», Царицы ночи в «Волшебной флейте»... Ее дебют состоялся в роли Лючии в опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Лам-мермур», и это не было случайностью, ибо в этой роли наиболее полно отразились черты стиля «бельканто», к овладению которым всегда стремилась певица. В «Музыкальной энциклопедии» бельканто трактуется как «...блестящий, легкий и изящный стиль исполнения, характерный для итальянского вокального искусства середины XVII — первой половины XIX века. Бельканто требует совершенной техники владения голосом — безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоциональной насыщенности, красивого певческого тона...» Вплоть до определенного момента, а точнее, до начала XIX века, бельканто было средством выражения технических способностей вокалиста, драматургия же оперного произведения почти никакой роли не играла. Подобное пренебрежение привело итальянскую оперу к кризису, выйти из которого она смогла лишь благодаря четырем композиторам — Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини и Джузеппе Верди. В их творчестве важнейшие черты этого стиля стали и средством драматического выражения. Жизненный путь Беллини был коротким. Он родился в 1801 году в Катанье на острове Сицилия и умер в возрасте неполных 34-х лет в Париже. Но яркий след, оставленный им на музыкальном небосклоне, не померк до сих пор. «Я очень люблю Беллини,— заметил как-то Рихард Вагнер,— но не стоит говорить об этом вагнерианцам». «Если у Беллини не было некоторых блистательных свойств его современников,— писал Джузеппе Верди,— то было много больше своеобразия и то особенное в его творчестве, чем он столь дорог для каждого из нас». Дорог нам Беллини прежде всего своим неповторимым мелодическим даром — его мелодию не спутаешь ни с чьей другой; кратким, но показательным творческим путем — от традиционно-итальянской flebile dolcezza «Чужестранки» и «Сомнамбулы» до «Нормы» и «Пуритан», где муза навеки оставшегося молодым Беллини из меланхолической стала героической... Тринадцать опер написал Беллини, но их судьба на советской сцене, что называется, не сложилась — может быть, отчасти по причине дефицита певцов-актеров, владеющих стилем бельканто, способных не просто петь, а следовать стилю правдой сценического чувства, ощущаемого даже в грамзаписи. Елена Зименкова умеет «показать» слушателю своих героинь, пусть даже никогда не представленных на театральной сцене. Подтверждение тому не только эта пластинка, но и заглавные партии в полных грамзаписях опер «Галька» С. Монюшко (фирма «Мелодия») и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (фирма «Балкантон»). Говорит эта пластинка и о том, что есть в жизни артиста и нечто большее, чем те или иные благоприятные или не очень благоприятные моменты творческого пути,— есть неизменно растущее мастерство, питаемое как освоением новых музыкально-сценических пластов, так и свойственным всякому истинному художнику постоянным самосовершенствованием. В связи с подготовкой этой пластинки Елена Зименкова заметила: «Я вспоминаю слова одного известного и уважаемого советского музыковеда о том, что сомнамбулы, быть может, нам не нужны, а музыка Беллини необходима!» |