6 дней
О сайте2 | С10 26489 005 1988 |
Сторона 1 1. Allegro —7.15 2. Andante — 8.19 3. Menuetto — 3.54 Сторона 2 4. Adagio —7.50 5. Menuetto — 5.07 6. Rondo. Allegro —8.00 Богодар Которович, I скрипка Олег Которович, II скрипка Мела Тененбаум, альт Виталий Мальцев, виолончель Иван Гринява, I валторна Анатолий Татарский, II валторна Звукорежиссер Ю. Винник Редактор Н. Кузык Оформление В. Иванова На лицевой стороне конверта: Ж.-Б. Патер. Майский праздник Имя народного артиста Украинской ССР Богодара Которовича давно известно любителям скрипичной музыки. Выпускник Львовской музыкальной школы, он продолжил свое образование в консерватории и аспирантуре под руководством замечательного педагога, истинного воспитателя целой плеяды незаурядных советских исполнителей, профессора Московской консерватории Ю. И. Янкелевича. Уже в годы учебы Которович обретает индивидуальный исполнительский стиль, находит свой «ключ» в трактовке классики и современной музыки, Это приносит ему заслуженный успех на таких представительных международных конкурсах скрипачей, как конкурсы имени Дж. Энеску в Бухаресте и имени Н. Паганини в Генуе. Постепенно формируются и творческие интересы исполнителя — его все больше привлекают произведения, нечасто встречающиеся в концертных программах. Это прежде всего старинная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини, Дж. Торелли, А. Корелли и редко звучащие произведения И. С. Баха), многочисленные опусы Н. Паганини (в том числе и малоизвестная ансамблевая музыка) и новые, только что вышедшие из-под пера сочинения украинских советских авторов (главным образом В. Губаренко и М. Скорика). К какому бы пласту скрипичной музыки ни обращался Которович, он всегда проявляет себя как тонкии стилист-интерпретатор, органично сочетающий сугубо личностную, одному ему присущую манеру исполнения и чуткое, вдумчивое прочтение каждого произведения, выявление его внутренних специфических особенностей. Яркая эмоциональность в его игре не самодовлеет, а, напротив, помогает предельно четко прочертить логику развития музыкальной идеи. По этому поводу журнал «Советская музыка» писал: «В самом облике скрипача есть что-то романтическое. Исполнительская манера его — взволнованная, патетическая и в то же время возвышенно-благородная. Техническое владение инструментом — совершенное». Б. Которович много гастролирует по стране и за рубежом, сочетая активную насыщенную концертную деятельность с педагогической — ныне он заведует кафедрой скрипки Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Данный диск представляет новую совместную работу Б. Которовича и созданного и возглавленного им камерного ансамбля «Киевские солисты». Это совсем молодой коллектив, дебютировавший 1 июля 1984 года, но уже завоевавший популярность среди любителей камерной музыки. Дивертисмент В. А. Моцарта ре мажор, KV 334 относится к тем малоизвестным страницам обширного наследия великого австрийского композитора, которые раскрывают все новые и новые грани его творчества. Написанное в 1779 году, это произведение стоит в одном ряду с творениями, которые знаменуют «исторический перевал в развитии музыки между новым и старым миром. Это было создание нового стиля, формирование универсального Моцарта, его окончательный и полный отрыв от XVIII века, завершение переворота в музыке, доработка нового пути... В произведениях поздней юности Моцарта — очаровательнейшая юношеская прелесть, но кое-что в них есть от XVIII века, они восхитительны, поэтичны, полны бурной молодой жизни. Таковы последние дивертисменты и серенады...» (Г. Чичерин. «Моцарт»). Дивертисмент, KV 334 — произведение переходное не только в эмоционально-смысловом и образно-тематическом планах. Это промежуточный этап и в жанровом отношении (между симфоническим и концертным жанрами), и в трактовке струнных (и как солирующих, и как ансамблевых инструментов). Дивертисмент написан для квартета струнных и пары валторн, но в нем почти повсюду господствует первая скрипка — ее партия блестяще виртуозна, многопланова, дает неисчерпаемые возможности для выявления мастерства исполнителя. Первая часть, Allegro, полна безудержной энергии, активного динамизма. Лишенная контрастов, она построена на родственных по облику темах. Главная партия — стремительная, грациозная, с приметами чопорного изящества придворных танцев; побочная отмечена легкой воздушностью, пластичностью и закругленностью мелодических линий. Вторая часть, Andante, в форме темы с вариациями переносит слушателя в мир напряженного драматизма. Уже сама тема, проникнутая ораторским пафосом и сдержанной скорбью, создает взволнованно-патетический настрой. Каждая вариация раскрывает новые глубинные свойства темы, не меняя, однако, ее исходного тонуса. Даже мажорная вариация вносит лишь минутное просветление — вторую часть завершает наступательно-токкатная шестая вариация. В третьей части, Menuetto, нет тех нарочито жанровых черт, которые присущи собственно менуэту. Это, скорее, мягкий пластичный лендлер, безоблачно спокойный, даже идиллический, и только кратковременное отклонение в минор в Трио окутывает его легкой дымкой печальной элегичности. Четвертая часть, Adagio, напоминает серенаду. «Кружевная» ариозность кантилены (соло скрипки), согретая нежным дыханием светлой моцартовской лирики, сопровождается «гитарными» переборами струнных. В пятой части, Menuetto, в отличие от предыдущего менуэта, плавное спокойное течение танца внезапно прерывается решительным вторжением драматических сил в двух минорных Трио. Шестая часть, Rondo. Allegro,— жизнерадостная, искрящаяся задором, брызжущая животворной энергией молодости и вместе с тем изысканно-грациозная, утонченная. М. Беляева |