2 дня
О сайте8 | А10 00373 005 1988, дата записи: 1987 |
Хаванез, соч. 83 (К. Сен-Санс); Цыганка, концертная рапсодия (М. Равель); Поэма, соч. 25 (Э. Шоссон); Интродукция и рондо каприччиозо, соч. 28 (К. Сен-Санс). Академ. симф. орк. Ленинградской гос. филармонии / Владимир Понькин Цифровое издание MEL CO 1080 27 декабря 1896 года в Нанси, а затем в Париже в концертах Колонна 4 апреля 1897 года прославленный скрипач Эжен Изаи впервые исполнил посвященную ему Поэму для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона, ставшую одним из самых значительных сочинений французской скрипичной музыки. Рукопись Поэмы в изложении для скрипки с фортепиано содержит подзаголовок «Песнь торжествующей любви». Поэтическим источником, вдохновившим Шоссона на создание поэмы, послужил одноименный рассказ И. С. Тургенева. Этот рассказ, посвященный памяти Г. Флобера, начатый русским писателем в ноябре 1879 года в Буживале, был впервые опубликован в 1881 году в ноябрьском номере журнала «Вестник Европы». Вскоре «Песнь торжествующей любви» была переведена Тургеневым и Полиной Виардо на французский язык. По свидетельству Жана Галлуа, автора вышедшей в Париже монографии о Шоссоне, в библиотеке композитора находилось полное собрание сочинений Тургенева в пяти больших томах. После исполнения Поэмы Эженом Изаи в Лондоне 18 июня 1899 года на концерте памяти композитора (за восемь дней до концерта Шоссон разбился насмерть, упав с велосипеда) бельгийский журнал «Art modern» писал: «Читая рассказ Тургенева, композитор был поражен эпизодом, полным чувства: впечатление, вызванное этим, породило отклик в глубине его трепетной души музыканта и преобразилось в подобную распускающемуся цветку первую тему Поэмы... это как бы длительная дрожь, наполненная волнующей тайной, напряженной и страстной скорбью». Вот описание магической мелодии в рассказе Тургенева: «...Муций начал последнюю песнь — этот самый звук внезапно окреп; затрепетал звонко и сильно; страстная мелодия полилась из-под широко проводимого смычка, полилась, красиво изгибаясь, как та змея, что покрывала своей кожей скрипичный верх; и таким огнем, такой торжествующей радостью сияла и горела эта мелодия, что и Фабию, и Валерии стало жутко на сердце, и слезы выступили на глаза... А Муций, с наклоненной, прижатой к скрипке головой, с побледневшими щеками, с бровями, сдвинутыми в одну черту, казался еще сосредоточенней и важней — и алмаз на конце смычка бросал на ходу лучистые искры, как бы тоже зажженный огнем той дивной песни». «Рассказ Тургенева,— писал Жак Шайе, исследователь творчества Шоссона,— должен был поразить французского композитора, с одной стороны, своей странной и как бы магической, сумрачной и несколько зловещей атмосферой, с другой же стороны, той выдвинутой на первый план мелодией скрипки, которая в самом тексте называется "Песнью торжествующей любви"». Однако Поэма не является программным сочинением. Трудно говорить об отражении в ней истории любви героев старинной итальянской новеллы, восточных странствиях Муция, сцен колдовства, обладающего таинственной силой слуги-малайца, описания диковинных вещей и сокровищ. Поэма лишена изобразительности, иллюстративности, сюжетной конкретности и является самостоятельной музыкальной композицией. Поэма для скрипки — лучшее творение композитора, его самое известное сочинение. По словам Дебюсси, в ней «отразились лучшие качества Шоссона. Свобода формы никогда не нарушает гармоничности ее пропорций. Нет ничего более увлекательного, чем мечтательная нежность финала этой Поэмы, где музыка становится сама чувством, вызывающим волнение». * * * Камиль Сен-Санс — чрезвычайно интересная и разносторонняя личность во французской культуре второй половины XIX — начала XX века, композитор, пианист, дирижер, органист, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель — основатель Национального музыкального общества (1871 г.), поэт и драматург — автор сборника стихов «Вольные рифмы» (1890 г.), комедии «Король Апепи» (1903 г.) и других литературно-художественных произведений. «Я имел случай убедиться в искусстве и таланте Сен-Санса, повергших меня в истинное изумление»,— писал Р. Вагнер в своих мемуарах. Сен-Сансом восхищались Ф. Лист, А. Рубинштейн, П. Сарасате. За свою долгую жизнь Сен-Сансом создано огромное количество произведений в различных жанрах, из которых наиболее яркими являются инструментальные сочинения. Интродукция и рондо каприччиозо написаны Сен-Сансом в 1863 году и посвящены прославленному скрипачу Пабло Сарасате. В период, предшествовавший сочинению Интродукции и рондо каприччиозо, Сен-Санс как пианист и дирижер много концертировал с испанским скрипачом, что не могло не повлиять на создание этой блестящей пьесы. Жорж Бизе делает переложение Интродукции и рондо каприччиозо для скрипки с фортепиано, Клод Дебюсси — обработку для двух фортепиано. Хаванез для скрипки с оркестром сочинен Сен-Сансом в 1887 году для своего друга скрипача Диаса Альбертини, с которым в эти годы композитор ездил в многочисленные концертные турне. Название «Хаванез» буквально означает «гаванка». Хаванез (по-испански хабанера) — испанский танец кубинского происхождения, мелодии и ритмы которого композиторы часто использовали в своих сочинениях (хабанеры Ж. Бизе, П. Сарасате, М. Равеля и т. д.). Главная тема этой пьесы — со слов Жана Боннеро, секретаря и друга композитора — зародилась у Сен-Санса в холодный осенний вечер, когда он, сидя у камина, вслушивался в «пение» разгорающихся поленьев. «Сен-Санс высказывался в музыке с такой непринужденностью и быстротой, что буквально не имел времени думать,— писал швейцарский композитор и критик Робер Бернар,— однако многие его сочинения, в том числе Интродукция и рондо каприччиозо и Хаванез до сих пор пользуются большой популярностью, не ослабевающей до наших дней». В творчестве Сен-Санса чувствуется, по словам Андре Моруа, «кипучая энергия, аристократическая меланхолия, сила, не лишенная тщеславия, галантная и изысканная элегантность, словом, символы той прекрасной Франции, храброй и легкомысленной, какой мы и поныне любим ее представлять». * * * Концертную рапсодию «Цыганка» французский композитор Морис Равель написал под впечатлением от игры молодой венгерской скрипачки Йелли д'Араньи, внучки Йозефа Иоахима. В Париже в театре «Старая Голубятня», где устраивались интереснейшие концерты, в феврале 1924 года Бела Барток и д'Араньи играли первую скрипичную сонату, написанную композитором для венгерской скрипачки. Среди крупнейших парижских музыкантов в зале находился Равель, высоко оценивший музыку Бартока. «его соната великолепна!»— писал Равель своему другу Сипа Годебскому. «Теперь я возьмусь за «Цыганку», она все же будет закончена и даже без большого опоздания. другие удивятся еще больше, чем Вы» (из письма А. Ролан-Мануэлю, композитору и писателю, автору нескольких книг о Равеле). Спустя два месяца в «Бельведере», своем загородном доме в местечке Монфор-л'Амори в 50-ти километрах от Парижа, Равель закончил «Цыганку», посвятив ее Йелли д'Араньи. «Виртуозная пьеса в духе венгерской рапсодии» (так называл «Цыганку» сам композитор) первоначально была написана для скрипки в сопровождении лютневого рояля — рояля со специальными прокладками, создающими отрывистое, лишенное певучести звучание, приближающееся к звучанию венгерских цимбал. Впервые «Цыганка» была исполнена д'Араньи в сопровождении лютневого рояля на фестивале музыки Равеля в Эолиан-холле в Лондоне (апрель 1924 г.). Вскоре Равель оркестровал пьесу, и в конце ноября 1924 года в Париже в концертах Колонна (театр Шшатле) «Цыганка» впервые прозвучала в сопровождении оркестра под управлением Габриэля Пьерне. «В этот день я действительно должен ехать в Париж, чтобы поработать с Пьерне над «Цыганкой»,— писал Равель в письме к певице Марсель Жерар.— К счастью, благодаря Пьерне мне не придется тратить слишком много времени на репетицию «Цыганки», Танцевальное начало во всем его многообразии присуще музыке Равеля. «Вы ведь знаете мое пристрастие к этим чарующим ритмам; я считаю, что радость жизни, выраженная в танце, куда глубже, чем пуританизм последователей С. Франка». Двухчастное строение пьесы: как бы импровизация солирующей скрипки и быстрый виртуозный танец — продолжение линии венгерских рапсодий Ф. Листа. пьеса отличается большой продуманностью и точной конструкцией формы, создающей иллюзию свободы и импровизационности (быть может, не без влияния сонаты Бартока), необычайной изысканностью оркестровки, мастерством использования возможностей скрипки. Рапсодия «Цыганка» принадлежит к вершинам жанра виртуозной скрипичной музыки. Сергей Стадлер, 1988 г. |