5 дней
О сайте14 7 | М60 47745 008 1987, дата записи: 1938 - 1955 гг. |
Сторона 1 В лесу прифронтовом (М. Блантер — М. Исаковский) — 3.08 Морские волки (М. Блантер — В. Лебедев-Кумач) — 3.25 Дороги (А. Новиков — Л. Ошанин) — 3.12 Играй, гармонь (Л. Бакалов — В. Карпов) — 2.51 Золотая звезда (И. Дунаевский — М. Исаковский) — 3.20 Дальняя сторожка (И. Дунаевский — Е. Долматовский) — 3.26 Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (1,3) Оркестр Всесоюзного радио п/у В. Кнушевицкого (2, 4) И. Дунаевский, фортепиано (5) Хор Центрального Дома детей железнодорожников, оркестр Всесоюзного радио Дирижер И. Дунаевский (6) Сторона 2 В городском саду (М. Блантер — А. Фатьянов) — 3.15 Пшеница золотая (М. Блантер — М. Исаковский) — 4.25 Я иду по Москве (А. Островский — Я. Белинский) — 3.31 У нас в общежитии свадьба (С. Кац — Н. Доризо) — 3.06 Лирическая песня (М. Блантер — М. Вольпин) — 2.14 Московская песня (М. Блантер — А. Коваленков) — 3.25 Оркестр Всесоюзного радио Дирижеры: В. Кнушевицкий (1, 4, 6), А. Цфасман (5), С. Кац (3) Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (2) Женский вокальный октет (6) Реставратор Н. Андреева. Редактор К. Тихонравов Художник В. Воронин. Фото Н. Невского Записи Всесоюзного радио 1938—1955 гг. |
Аннотация к пластинке Заслуженный артист РСФСР Георгий Павлович Виноградов имел очень индивидуальное певческое амплуа. Природные вокальные данные, школа, творческие интересы, наконец, время, когда он начинал свой артистический путь, сформировали его как музыканта-лирика, чье искусство всегда было демократичным, основывалось на непосредственном душевном общении со слушателями. Когда Всесоюзная студия грамзаписи готовила к выпуску пластинку с записями старинных романсов в исполнении Виноградова, присутствовавшая на прослушивании известная певица Н.П.Рождественская, в свое время ведущая солистка Всесоюзного радио и частая партнерша Виноградова, сказала: «Я и сама не заметила, как перестала придирчиво следить за всеми деталями исполнения, как это бывает обычно на прослушиваниях. Меня всецело захватила музыкальность, очарование тембра голоса; знакомые, иногда даже банальные мелодии некоторых романсов вдруг отозвались в душе волнением и грустью, и защемило сердце…» Десятки записей, запечатлевших исполнение Виноградовым оперных арий и песен советских композиторов, старинных романсов и камерной классики, оперетты и народных песен, свидетельствуют, что в сфере лирики певец был весьма многогранен. Простота, поэтичность, искренность, благородство – вот чем пленял Виноградов в любом репертуаре. Индивидуальность его манеры заключалась прежде всего в той исключительно чуткой музыкальной интонации, которая не допускала ни малейшей фальши ни в чувстве, ни в рисунке музыкальной фразы, ни в оттенке звука. Он сразу же вызывал доверие слушателя и, наверное, поэтому был так любим и популярен. В искусстве Георгия Виноградова жила та драгоценная традиция отечественной вокальной школы, которую мы связываем с именами Варламова, Глинки, Даргомыжского. ”Пение есть язык сердца, чувства и страсти …Музыке нужна душа …Совершенство пения состоит в двух качествах – изяществе и выразительности…” – так наставлял своих учеников в первой русской “Школе пения” Александр Егорович Варламов. И эти слова могут служить прямой характеристикой вокальной манеры Георгия Виноградова. Профессионально заниматься пением Георгий Павлович начал сравнительно поздно – в тридцать лет. Правда, еще в детстве, в Казани, он по настоянию родителей пел в церковном хоре, где и постиг азы вокала. Потом, уже учась на рабфаке, посещал как вольнослушатель классы скрипки и альта у профессора А.А. Литвинова в Казанском музыкальном училище. Приехав в Москву и поступив в военную академию связи, стал активным участником художественной самодеятельности. Певческая одаренность курсанта была замечена, и вскоре его приняли в студию Московской консерватории. В эту пору судьба свела начинающего певца с талантливым педагогом М.Л.Львовым, консультантом вокалистов Всесоюзного радиокомитета. Много ценных советов, секретов мастерства воспринял Виноградов от своего учителя. Львов развил его природную чуткость к музыкальной фразировке, “поставил” дыхание, выработал мягкую “атаку” звука, гибкость, эластичность и ровность голосоведения. Словом, сделал из одаренного любителя профессионального вокалиста. Убедительным результатом занятий явилось успешное выступление Георгия Виноградова на Всесоюзном конкурсе вокалистов в 1938 году, где он стал лауреатом. “ Этот молодой вокалист наделен многими прекрасными качествами, - писал после конкурса Вано Мурадели в газете “ Вечерняя Москва”. – Прежде всего, это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы. Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его. Вторая черта его дарования – тонкое понимание исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков…” Знаменательно, что председателем жюри конкурса была В.В.Барсова, с которой вскоре, став солистом Всесоюзного радиокомитета, Виноградов выступал уже как партнер на концертной эстраде и у микрофона. “Для меня, - говорил Георгий Павлович, - Валерия Владимировна была не только великолепным партнером, замечательным другом, но и прекрасным педагогом. У нее я учился профессионализму, полной самоотдаче в работе, настойчивости и неудовлетворенности”. В ансамбле с Барсовой Виноградов осуществил одну из лучших своих записей – Дуэт Ромэо и Джульетты П.И.Чайковского. На пластинке, подаренной ему выдающейся певицей, - надпись: “ Моему лучшему Ромео. В.В. Барсова. Здесь уместно напомнить, что Виноградов был превосходным ансамблистом. Выступая в вокальных дуэтах, трио, в сопровождении фортепиано, гитары или баяна, он всегда находил безупречный тембровый и звуковой баланс, демонстрируя неизменную тонкую музыкальность. За годы работы на радио Георгий Виноградов обрел богатый разноплановый репертуар. Он пел в оперных спектаклях радио (“Миньон” Тома, “Ромео и Джульетта” Гуно, “Дон Жуан” Моцарта, 2Франческа да Римини” Рахманинова и другие), исполнил целый ряд программ из камерных произведений русской и западноевропейской классики (романсы Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, вокальные циклы Шуберта и Шумана), одним из первых стал выступать с вечерами старинных романсов ( в том числе в Большом зале Московской консерватории). Особая памятная страница творческой биографии певца – годы Великой Отечественной войны. Он рассказывал: “Военную форму я надел буквально в первые дни войны. Была сформирована специальная фронтовая бригада Наркомата обороны, куда вошли оркестр под управлением В.Кнушевицкого и несколько солистов. Мы выступали на передовых, перед бойцами, уходящими в бой. Потом, под Вязьмой, вместе с частью, где выступали, попали в окружение. Прорвались. Но нас осталось из бригады только 11 человек. Группу переформировали, пришло пополнение. В блокадном Ленинграде в одной группе с Руслановой, Гаркави и другими известными артистами мы дали около тысячи концертов. В 1943 году меня перевели на службу в Краснознаменный ансамбль. С ним я дошел до победы…” В послевоенное время Георгий Павлович Виноградов продолжал концертную деятельность, по-прежнему часто пел на радио, гастролировал по стране и за рубежом. Последние годы жизни преподавал во Всероссийской творческой студии эстрадного искусства. Для людей старшего поколения, переживших Великую Отечественную войну, помнивших первые послевоенные годы, голос Георгия Виноградова неотделим от самых любимых песен, рожденных в то время, а теперь ставших советской песенной классикой. “Катюша”, “Сады-садочки”, “В лесу прифронтовом”, “Пшеница золотая” Матвея Блантера, “Соловьи” Соловьева-Седого, “Звезда моих полей”, ”Где ты, утро раннее” Никиты Богословского, “Хороши весной в саду цветочки” Бориса Мокроусова, ”Дорожная”, “Школьный вальс”, “Вечер вальса” Исаака Дунаевского и многие, многие другие звучали в наших домах, вошли в нашу жизнь именно в исполнении Георгия Виноградова. В 1976 году на вопрос корреспондента газеты “Московский комсомолец”: “Кто Вам был особенно близок в те годы из композиторов?” – Георгий Павлович ответил: ”Блантер, Богословский, Мокроусов, Молчанов. В годы войны и позже нас связывала большая творческая дружба. Мне довелось быть первым исполнителем таких их песен, как “В лесу прифронтовом”, “Хороши весной в саду цветочки”, “Где ты, утро раннее”. Всегда любил работать с И.О.Дунаевским. “Школьный вальс” – одна из наших последних совместных работ”. Известно, что на первом экземпляре нот этой песни композитор написал: “Первому исполнителю Г.П.Виноградову. Спасибо!” Георгий Виноградов оставил свой неповторимый след в советском исполнительском искусстве. Оставил след в памяти многих благодарных слушателей. |