Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
С60 25897 003
1987, дата записи: 1987
Alder / 2013-01-05 11:02:16 / Редакция № 5: 2019-10-29 16:14:33
Изображение
ДЖАЗ-АНСАМБЛЬ «САТО»
Руководитель Леонид Атабеков
ПЕРЕДАЙ ДОБРО ПО КРУГУ

Сторона 1:
1. Зулейха (азербайджанская народная мелодия) — 5:34
2. Элегия (Э. Измайлов, Р. Бекиров) — 2:21
3. Передай добро по кругу (узбекские народные мелодии) — 9:29
4. Полёт шмеля (Н. Римский-Корсаков) — 1:23

Сторона 2:
5. Яйла Бою (народная песня) — 6:46
6. Букет для Ларисы (Л. Атабеков) — 5:17
7. Пять четвертей (П. Дезмонд) — 5:10

На крымско-татарском языке (5)

Энвер Измайлов, пение (5)

Обработки Э.Измайлова (1, 4), Р. Бекирова (1), Л. Атабекова (3, 5, 7)
Леонид Атабеков, бас-гитара
Энвер Измайлов, акустическая и электрическая гитары
Наркет Рамазанов, сопрано — саксофон (3), флейта (5)
Риза Бекиров, фендер-пиано, синтезаторы "Ямаха Д. Х-7" и "Корг"
Андрей Атабеков, ударные
Давид Мататов, перкашн
Albert Magnus / 2016-04-16 13:18:58 / Редакция № 2: 2019-10-29 16:13:46
Изображение
ТЗГ ГОСТ 80
indy / 2019-10-29 16:14:16
Изображение
indy / 2019-10-29 16:14:21
Пожалуй, ни в одном регионе Востока джаз не развивается сегодня столь стремительно, как в республиках Советской Средней Азии. Ансамблевое импровизационное искусство, каким, частности, является джаз, получает мощный импульс там, где пересекаются этнические потоки. Джаз начался со встречи музыкальных путей Европы и Африки. По тому же образцу в наши дни музыкальные традиции больших и малых народов мира интенсивно сплавляются в современном джазе.
Хорошо это или плохо? Единодушного ответа здесь нет. Думается, что новые явления в искусстве не отменяют прежние, а лишь дополняют их, добавляясь к ним как новые лепестки веера к старым. Один лепесток не составляет веера, говорят на Востоке. Музыкальные гены древних культур начинают другую жизнь в новых образованиях.
Лично я стал свидетелем такого слияния на ферганских джаз — фестивалях конца 70-ых годов. Процесс этот мощно шёл снизу, стимулируемый местными клубами любителей джазовой музыки и рядовыми музыкантами. Видимо, они острее чувствовали пульс и тенденцию современной музыки. "Мы хотим пропагандировать отечественный джаз, прежде всего узбекский, сказал гостям президент ферганского джаз-клуба Георгий Гургеньян. — Народная музыка-это тот животворный источник, из которого в равной степени питаются и джаз, и классика, и эстрада и который даёт им безостановочную силу развития".
В программах алма-атинских ансамблей "Бумеранг" и "Медео", квинтета солистов оркестра Ташкентского радио, ферганских ансамблей "Радуга" Бориса Сметанова и "Сато" Леонида Атабекова прозвучали в ту пору оригинальные сочинения, напоенные соками азиатских национальных культур в широчайшем регионе от Бирмы до Казахстана. Так началась "среднеазиатская волна" советского джаза одновременно была провозглашена и новая программа, заявленная в конкретной композиторско-исполнительской практике. Вот так сформулировал эту программу прибывший на Ферганский фестиваль теоретик джаза Леонид Переверзев: "Поиск самобытного языка и новой художественной образности путём объединения синтеза тех принципов джаза, которые стали ныне международными, с выразительными средствами и формами национальной узбекской музыки, а через нее — и со всей музыкальной культурой Средней Азии. Ближе всего к этой цели удалось подойти ансамблю "Сато", руководимому Леонидом Атабековым, в композиции А. Якубова "Восточные новеллы".
Ансамбль "Сато" был тогда совсем молодой — всего лишь год прошёл, как собрались ребята, чтобы серьёзно заниматься джазом и искать в нём свой путь. Теперь это зрелый коллектив. Сам Атабеков окончил музыкальное училище как флейтист, самостоятельно освоил саксофон, сейчас играет на бас-гитаре, аранжирует, готовит репертуар ансамбля. С 1978 года связывает его творческая дружба с Энвером Измайловым. Выпускник музыкального училища по классу фагота, Энвер серьёзно занялся гитарой и достиг в игре на этом инструменте чрезвычайно высокого совершенства. Думаю, что это один из сильнейших джазовых гитаристов нашей страны. Его подход к инструменту совсем иной, чем у нашего признанного гитариста номер один Алексея Кузнецова. Для Измайлова гитара — далеко не просто испанская шестиструнка, в его руках она как бы посланница многих других струнных инструментов. Легко услышать по его игре, что его учителями пусть заочными, были корифеи электронной рок-гитары Ричи Блэкмор и чемпион по головокружительным пассажам Эл Ди Меола, но не только. "Энвер многому научился у выдающегося интерпретатора индийской классический музыки Рави Шанкара и внимательно изучал богатое исполнительское творчество Тургуна Алиматова — мастера игры на дутаре (восточном двухструнном инструменте) и сато (узбекской виоле)", — говорит Леонид Атабеков.
Действительно искусство Энвера Измайлова незаурядно. На пластинке он играет свою композицию "Легенда" Трудно поверить, что он записал её в одиночку и без наложений, таких обычных в современной грамзаписи. Помимо гитары мы слышим тут бас-гитару, скрипку, клавишные, нам чудятся ударные, порой, кажется, что играет ансамбль... А это один человек!
Яркое впечатление оставляет флейтист и саксофонист Наркет Рамазанов. Это известный музыкант, после окончания консерватории он несколько лет работал в симфоническом оркестре Узбекского радио. Флейта — один из распространенных инструментов Востока, здесь накоплены богатые исполнительские традиции, и Рамазанов в совершенстве владеет национальными приёмами игры. Захватывающе играет он в обработанной им самим "Бойне", его речитативное вступление и соло в ансамбле искрятся богатой мелизматикой.
Исполнитель на клавишных Риза Бекиров окончил консерваторию как виолончелист, его роль в ансамбле очень велика. Пользуясь со знанием дела современными электронными клавишными инструментами, он создаёт интересную, порой оркестровую фактуру, а его диалоги с Измайловым в "Кызылчикларе" показывают его импровизаторский талант
В этой музыке, которую играет ансамбль "Сато", очень важен верный по стилистике и качеству ритм. В ансамбле двое барабанщиков, успешно справляющихся со своей непростой задачей: Давид Мататов играет на нескольких национальных разновидностях ударных инструментов, а Андрей Атабеков — на ударной установке. Андрею ещё только 14 лет, наверное, он самый юный музыкант на наших джазовых грампластинках. Хочется пожелать ему счастливого музыкантского будущего.
И в заключение хочется выразить надежду, что после дебюта "Сато" любители музыки познакомятся и с другими образцами творчества среднеазиатских джазовых музыкантов.


Алексей Баташёв
1986 г.
Albert Magnus / 2016-04-16 13:42:30
Изображение
Переиздание (2019 г.)
indy / 2019-10-29 16:16:31
Изображение
indy / 2019-10-29 16:16:36
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка