1 день
О сайте4 2 | М10 46899 000 1986 |
Сторона 1 ДЖ. РОССИНИ (1792 — 1868) Канцона Альмавивы («Севильский цирюльник», 1 д.) — 3.04 DB 582 052410 (2846 с), август 1913 г. Петербург Г. ДОНИЦЕТТИ (1797 — 1848) Романс Неморино («Любовный напиток», 2 д.) — 3.57 052373 (02451 1/2 v), 1912 г. Париж Каватина Фернандо («Фаворитка», 4 д.) — 4.09 052296 (140 af), июль 1910 г. Москва ДЖ. ВЕРДИ (1813 — 1901) Баллада Герцога («Риголетто», 1 д.) — 2.13 2-52852 (17825 Ь), август 1913 г. Петербург Песенка Герцога («Риголетто», 3 д.) — 2.27 DA 461 7-52175 (ВЬ 100), 1921 г. Лондон Ария Альфреда («Травиата», 2 д.) — 4.06 052408 (2841 с), август 1913 г. Петербург А. БОЙТО (1842 — 1918) Ария Фауста («Мефистофель», эпилог) — 3.43 VB 38 052293 (2058 с), октябрь 1910 г. Петербург П. МАСКАНЬИ (1863 — 1945) Застольная Туридду («Сельская честь») — 2.43 2-52850 (17823 Ь), август 1913 г. Петербург Сторона 2 Ж. БИЗЕ (1838 — 1875) Романс Надира («Искатели жемчуга», 1 д.) — 4.14 052417 (2856 с), октябрь 1913 г. Петербург Ш. ГУНО (1818 — 1893) Ария Ромео («Ромео и Джульетта», 2 д.) — 4.32 DB 595 2-032065 (Сс 110), 1921 г. Лондон Ж. МАССНЕ (1842 — 1912) Грезы де Грие («Манон», 2 д.) — 3.05 052416 (2844 с), август 1913 г. Петербург Ария де Грие («Манон», 3 д.) — 4.18 052300 (141 af), июль 1910 г. Москва Ария Вертера («Вертер», 3 д.) — 3.00 DA 618 7-32047 (ВЬ 98-2), 1921 г. Лондон ДЖ. ПУЧЧИНИ (1858 — 1924) Ария Рудольфа («Богема», 1 д.) — 4.32 052409 (2843 с), август 1913 г. Петербург Ария Каварадосси («Тоска», 3 д.) — 3.06 DB 595 052372 (02450 v), 1912 г. Париж На итальянском и французском (10, 13) языках ОРКЕСТР GRAMOPHONE COMPANY Ltd Дирижеры: БРУНО ЗАЙДЛЕР-ВИНКЛЕР, ИВАН АРКАДЬЕВ, ПЕРСИ ПИТТ Записи Gramophone Company Ltd Указаны исходные каталожные и матричные (в скобках) номера, даты и места записей При реставрации использованы фономатериалы из фонда Центрального государственного архива звукозаписей СССР и из собрания Ю. Б. Перепелкина Реставратор Е. Дойникова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров Записи 1910-1921 гг. Пластинка из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
Дмитрий Алексеевич Смирнов — один из крупнейших вокалистов-виртуозов первой половины столетия. Сохранившиеся записи Д. А. Смирнова представляют исключительную историческую и художественную ценность. Записи фрагментов опер, исполненных артистом на итальянском и французском языках, дают возможность сравнить его искусство с достижениями его прославленных современников — теноров Италии и других стран. Первым написал об этом С. Я. Лемешев: «Запись романса Надира у меня есть в исполнении шести теноров, в том числе Карузо, Флета, Тито Скипа, Джильи. Но после Смирнова — никого больше не хочется слушать... В техническом мастерстве он превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам научился у них многому. Даже после Карузо и Скипа Смирнов потрясает своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой... Его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezzo voce и piano наполнены каким-то трепетом «вибрации души»... вокальное мастерство Смирнова захватывало, удивляло, само по себе являлось искусством...» Дмитрий Алексеевич Смирнов родился 7 (19) ноября 1882 года в Москве. В юности учился в техническом училище, но его будущее определила увлеченность музыкой и пением. Смирнову не было еще и двадцати лет, когда он пел Ленского на выпускном спектакле «Частных классов М. А. Раньери-Горбовского». Большую роль в судьбе Смирнова сыграл выдающийся деятель музыкального театра С. И. Мамонтов (ранее угадавший дарование Ф. И. Шаляпина). 3 февраля 1903 года состоялся профессиональный дебют юного певца. На сцене театра «Эрмитаж» («товарищество артистов Московской частной оперы») Смирнов исполнил партию Джиджи в премьере оперы Е. Эспозито «Каморра». В труппе, руководимой М. Ипполитовым-Ивановым и С. И. Мамонтовым, Смирнов за полгода исполнил тринадцать ответственных партий. 26 апреля 190<1 года на пробном дебюте в Большом театре артист выступил в роли Синодала в «Демоне» А. Рубинштейна и был принят в число солистов. Летом этого же года в антрепризе В. Форкатти в Кисловодске Смирнов впервые пел в ансамбле со своими знаменитыми современниками — И. В. Тартаковым и Ф. И. Шаляпиным. Вместе с Шаляпиным Смирнов впоследствии выступал в десятках спектаклей в России и за рубежом. Шаляпин высоко ценил талант Смирнова. Однажды за кулисами Мариинского театра после спектакля «Русалка» он воскликнул: «Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины чувствуешь, что покорен». 5 сентября 1904 года Смирнов начал свой первый сезон в Большом театре партией Йонтека в «Гальке» С. Монюшко. Затем он пел Баяна в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, Герцога в «Риголетто» Дж. Верди (эту партию Смирнов исполнил за свою карьеру 923 раза!), Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А. Бородина, Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Надира в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе, Альфреда в «Травиате» Дж. Верди. На сценах Большого театра, а вскоре (после дебюта 24 октября 1907 года в партии Герцога) и Мариинского театра в Петербурге Смирнов быстро занял одно из ведущих мест среди своих прославленных современников. Смирнов участвовал в премьере «Франчески да Римини» С. В. Рахманинова под управлением автора (11 февраля 1906 года), в премьерах опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и «Садко» Н. Римского-Корсакова в Большом театре. С 1910 года артист преимущественно выступал в Мариинском театре. Смирнов был участником первого «Русского исторического концерта» в Париже (16 мая 1907). Он открылся первым действием «Руслана и Людмилы», в котором Смирнов исполнением двух песен Баяна сразу привлек к себе внимание. Участие в последующих концертах упрочило его успех. Организатор «Концертов» С. Пг Дягилев в интервью «Успехи русской музыки» говорил, что Смирнов получил ряд выгодных предложений, а «редактор «Фигаро» Кальметт пришел в такой восторг от этого певца, что сказал мне: «Я дал бы четырех Карузо за одного Смирнова». Во время второго «Русского сезона» в Париже (май 1908 года) Смирнов исполнил партию Самозванца в восьми спектаклях «Бориса Годунова» М, Мусоргского с участием Ф. И. Шаляпина на сцрне «Гранд опера», участвовал в концертах. Высокая международная репутация молодого русского певца упрочилась во время первых выступлений в театре «Казино» в Монте-Карло, собиравшем лучшие артистические силы Европы, в марте 1908 года. Вместе с Шаляпиным Смирнов пел в нескольких спектаклях «Мефистофеля» А. Бойто и «Оевильского цирюльника» Дж. Россини. В последующие годы, продолжая участвовать в дягилевских сезонах, Смирнов с возрастающим успехом выступал и в итальянском репертуаре. Ему сопутствовали подлинные триумфы на сценах Парижа и Брюсселя, в Милане и Люцерне, в Бостоне и Монтевидео. В нью-йоркской «Метрополитен опера» Смирнов появился, когда на сцене этого «театра звезд» подвизалось более десятка теноров мирового класса. Смирнов исполнял репертуар, в котором пожинали лавры его знаменитые коллеги во главе с Э. Карузо. 30 декабря 1910 года он дебютировал партией Герцога (в ансамбле с Л. Липковской и П. Амато), затем выступил в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно (с Дж. Фаррар), в «Травиате» (снова с Л. Липковской и П. Амато), в «Богеме» Дж. Пуччини под управлением А. Тосканини (с А. Нильсен, А.Скотти и А. Дидуром). Помимо одиннадцати спектаклей, Смирнов участвовал в концертах солистов театра. Еще до окончания гастролей он получил приглашение на следующий сезон и в январе 1 91 2 года снова пел в «Метрополитен». 25 января состоялся «гала-спектакль», в котором были заняты лучшие силы театра. Смирнов пел партию Рудольфа в первом действии «Богемы», а Карузо — Канио в первом действии «Паяцев» Р. Леонкавалло. В. В. Андреев, гастролировавший в это время в Америке со своим оркестром, свидетельствует об успехе певца: «Когда пел наш тенор Смирнов, американцы говорили: «Как прекрасно русское искусство!» Но в «Метрополитен» Смирнов больше не вернулся. Еще в феврале 1911 года он писал о творческой обстановке в театре: «Здесь дела нет, а только доллар». О сценических работах Смирнова сохранились такие свидетельства, как в рецензии парижского журнала «Театр» на спектакль итальянской труппы (с участием Шаляпина и Смирнова) — бойтовский «Мефистофель»: «Мсье Смирнов был превосходным Фаустом с исключительным обаянием, с очень верной интонацией. Он особенно удачно выделил характерные черты своего героя в разных возрастах». В это время (1912 год) Смирнов снова пел в Париже одновременно с Карузо, а летом 1914 года, когда итальянский певец гастролировал в Лондоне, Смирнов избрал для своего английского дебюта партию Лев ко в «Майской ночи» Н. Римского-Корсакова и сумел увлечь публику в этой новой для нее опере. Газеты писали: «Такого тенора Лондон еще не слышал». Прекрасный портрет артиста дает рецензия «Красной газеты» на его первый концерт в Ленинградской филармонии (25 февраля 1926 года) после пяти лет выступлений за рубежом: «Налицо было все то же бесконечное дыхание, которым Дм. Смирнов так прославился... то же изумительное меццо воче, то же мастерство, та же одухотворенность передачи. И держался он на эстраде так же просто, непринужденно и приветливо, без тени высокомерия, увы, столь часто наблюдаемого у величин микроскопического по сравнению с ним масштаба... Дмитрий Смирнов был принят безоговорочно, безусловно». Интенсивная работа артиста продолжалась до 1937 года, когда после смерти жены он покинул сцену. В конце 1940 года Смирнов начал готовиться к возвращению на концертную эстраду, на осень 1941 года планировались его выступления в Ленинграде, но этому помешала война. Скончался выдающийся артист в Риге 24 апреля 1944 года. В пении Смирнова прежде всего поражает феноменальное техническое совершенство. Артиста иногда упрекали в «вокальных излишествах». Но, как пишет С. Я. Лемешев, «и в этих случаях нельзя не поддаться воздействию его чародейного искусства». Сам Смирнов признавался: «Я не мог удержать себя, когда овладел вокалом, и у меня все было, и я все мог! ...Когда я пел, то отдавал все, что имел, и упивался пением». Основным педагогом Смирнова была Э. К. Павловская, выдающаяся русская певица конца XIX века. У нее Смирнов начал занятия за полгода до дебюта в Большом театре и постоянно совершенствовался в течение многих лет, работая не только над техникой, но и изучая новые партии. Партию Тамино к премьере Большого театра и ряд других Смирнов готовил в Милане с ВитториО Вандзо. В пору своих первых парижских выступлений артист консультировался у замечательного французского тенора Леона Эскалаиса. В вокальной манере Смирнова сочетаются лучшие достижения итальянской и французской школ, ряд «коронных» приемов испанских теноров. Будучи исполнителем русской традиции, Смирнов подчиняет весь арсенал своей вокальной техники задачам раскрытия художественного образа. Даже когда артист «упивается пением», нет и намека на самолюбование, нигде ему не изменяет художественный вкус и такт. Самые виртуозные приемы не являются у него самоцелью, а служат выразительным средством, всегда эмоциональным, характерным для данного персонажа, данного произведения. Ю. Перепелкин |