6 дней
О сайте10 4 | С10 23877 002 1986, дата записи: 1985 |
И. С. БАХ (1685 — 1750) Сторона 1 Каприччио си-бемоль мажор «На отъезд возлюбленного брата», BWV 992 — 10.15 1. Arioso. Adagio 2. (Andante) 3. Adagissimo 4. (Andante con moto) 5. Aria di Postiglione. Allegro poco 6. Fuga all' imitazione della cornetta di postiglione Каприччио ми мажор «В честь Иоганна Кристофа Баха», BWV 993 — 5.51 Токката ми минор, BWV 914 — 7.09 1. — 2. Un poco Allegro 3. Adagio 4. Fuga. Allegro Сторона 2 Двенадцать маленьких прелюдий—11.35 1. До мажор, BWV 924 2. До мажор, BWV 939 3. До минор, BWV 999 4. Ре мажор, BWV 925 5. Ре минор, BWV 926 6. Ре минор, BWV 940 7. Ми минор, BWV 941 8. Фа мажор, BWV 927 9. Фа мажор, BWV 928 10. Соль минор, BWV 929 11. Соль минор, BWV 930 12. Ля минор, BWV 942 Шесть маленьких прелюдий—10.46 1. До мажор, BWV 933 2. До минор, BWV 934 3. Ре минор, BWV 935 4. Ре мажор, BWV 936 5. Ми мажор, BWV 937 6. Ми минор, BWV 938 А. Любимов (клавесин фирмы Tschudi, Лондон, 1766 г.). Не лицевой стороне конверта: автограф Прелюдии фа межор. BWV 927 Оформление художника В. Байкова Запись 1985 г. Зак. 65 Тир. 3100 Из серии «Факсимиле». Цифровое издание MEL CO 0803 |
Клавирное творчество Иоганна Себастьяна Баха поражает совершенством, неиссякаемой творческой энергией, отточенностью и мастерством. Бах достиг универсальной гармонии и полноты, овладев стилями, жанрами, формами своей эпохи. К клавиру, как и к органу, великий кантор питал страсть с детства. Современники преклонялись перед его великолепным искусством, а он в ответ на восторги почитателей скромно отвечал: “Мне пришлось быть усердным, кто будет столь же усерден, достигнет того же”. Клавирное творчество Баха - прямо или опосредованно - связано с идеей учительства или ученичества. Бах непрерывно учился сам, усваивая и творчески перерабатывая наследие разных мастеров, своих предшественников и современников. Бах создавал новые пьесы, терпеливо взращивая своих учеников. Многие клавирные сочинения написаны “на случай”, переплетаются с житейскими обстоятельствами. Так, “Каприччио на отъезд возлюбленного брата”, BWV 992 написано в Арнштадте в 1704 году в честь Иоганна Якоба Баха, который завербовался гобоистом в армию шведского короля Карла XII. Страсть музыкального барокко к изображению слова, движения, состояния запечатлена в сюжетной последовательности этой бытовой картинки, детально проработанной сценки. Ко времени Баха сложилась прочная традиция подобных изображений: вспомним “Библейские истории” (1700) Иоганна Кунау. Жанр каприччио, который избрал Бах, предполагал остроумнейшие изобретения, и уже в XVII веке итальянские и южнонемецкие мастера оправдали эту славу, доходя до экстравагантной и натуралистической звукописи. Каприччио Баха отличается не только биографическим смыслом - подчеркнутая зримость, ситуационная конкретность напоминают о типичных состояниях, изображаемых оперой его времени. И хотя Бах не тяготел к опере, явные черты сценических стилей и жанров в его каприччио заставляют задуматься и об этой подоплёке его инструментального стиля. Все разделы Каприччио зрелищно красноречивы. Начальное ариозо - “Улещивания друзей, отговаривающих от путешествия”. После него следует “Изображение разных оказий, могущих приключиться с ним на чужбине”. Это настоящий “гармонический лабиринт”, полный прихотливых случайностей, “неожиданностей”, “обманов”. Затем - “Всеобщий плач друзей” - традиционное ламенто в “сумрачном и жалобном” фа миноре. Следующая часть рисует перелом в действии: “Отовсюду сходятся друзья и, видя, что ничего не изменишь, прощаются с ним”. Музыка послушна сюжету и слову: речитативные возгласы звучат как призыв, а короткие имитации изображают приход друзей. Финальные части - колоритная “Ария кучера”, увозящего героя в почтовой карете, и “Фуга в подражание почтовому рожку”, непритязательно-бытовой вариант “трубных” оперных арий, - венчают Каприччио. В честь другого брата - Иоганна Кристофора из Ордруфа, у которого воспитывался И. С. Бах, - написано Каприччио ми мажор, BWV 993. Возможно, оно возникло в то же время, что и “Каприччио на отъезд возлюбленного брата”. Но здесь решаются иные задачи: Бах словно демонстрирует, какими стилями он овладел: в пьесе соединяются строгий “стиль контрапункта” - фуга - и блестящий “стиль концерта”. Причудливость Каприччио сказывается в смелых гармонических сочетаниях, во введении импровизационного окончания - быстрые арпеджио и заключительный речитатив обязательны для жанра барочной фантазии. Токката ми минор BWV 914 написана около 1710 года в Веймаре. Четырехчастная композиция выстроена по главному для барокко закону антитезы. Части, написанные в “стиле фантазий”, контрастируют с частями в строгом “каноническом стиле”. Жанровое, стилевое, интонационное разнообразие приводится к единству в заключительной фуге, свидетельствующей об удивительном мастерстве Баха, о его поразительной способности, отмеченной И. Н. Форкелем, “выводить из одного данного предложения целую последовательность однородных и все же различных мелодий во всех стилях и во всех фигурах”. “Маленькие клавирные прелюдии” прямо связаны с процессом обучения. Все они написаны примерно в одно время в Кётене. “Двенадцать маленьких прелюдий” составлены издателями: семь пьес, BWV 924- 930 взяты из “Клавирной книжечки для Вильгельма Фридемана Баха” - старшего сына композитора (начата в 1720 г.), пять прелюдий, BWV 939-942 и 999 - первоначально была написана для лютни. “Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана” - свидетельство живого, непринужденного общения между учителем и учеником, в некоторой степени - результат совместного творчества (иногда, на более поздней стадии обучения, Бах давал задание ученику, и потому иной раз авторство отца или сына стоит под вопросом). Одна из пьес “Книжечки” - трио, написанное И. С. Бахом к менуэту Г. Х. Штёльцеля. “Шесть маленьких прелюдий”, BWV 933-938 были объединены самим Бахом. Тональная организация этого цикла основана на упрощенном варианте плана “Хорошо темперированного клавира”, чередуются мажорные и минорные одноименное тональности, объединенные диатоническим звукорядом. Закон барочной антитезы выявлен здесь очень просто, но не с меньшей силой, чем в каприччио и токкатах. Прелюдии рисуют нам последовательную школу, дают представление о системе обучения, выработанной Бахом. О том, как Бах занимался с учениками, мы знаем от Форкеля: “Первое, что он при этом делал, - это учил своему особому туше(...). С этой целью его ученики в течение многих месяцев должны были играть только отдельные упражнения для всех пальцев обеих рук и при этом постоянно следить за чёткостью и чистотой удара. Никто не освобождался от подобных занятий, и, по убеждению Баха, их нужно было продолжать по крайней мере от шести до двенадцати месяцев. Если же у кого-либо из учеников за это время истощалось терпение, то Бах был настолько любезен, что сочинял небольшие пьесы, где эти же упражнения были соединены вместе. Такой характер носят шесть маленьких прелюдий для начинающих и в ещё большей степени - пятнадцать двухголосных инвенций. И те и другие он написал прямо во время занятий, выполняя просьбу своего ученика”. Бах, вероятно, и не помышлял, что эти скромные упражнения станут для нас великолепным памятником и документом - свидетельством его понимания исполнительского и композиторского труда, самой сущности музыкального искусства. М. Лобанова Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование он получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессора Г. Нейгауза и доцента Л. Наумова. В 1965 году пианист был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, в 1968 году он стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу репертуара Любимова составляют старинная клавесинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, а также музыка XX века от Скрябина и Дебюсси до Шёнберга и Веберна. А. Любимов часто исполняет старинную музыку на оригинальных клавишных инструментах. Примером может служить предлагаемая запись произведений И. С. Баха, осуществленная в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки на двухмануальном клавесине фирмы “Tschudi” (Лондон, 1766 г.) из собрания музея. Реставрация инструмента произведена в 1984 году В. И. Голосовым. Строй: ля=415 герц (½ тона ниже современного). В серию “Факсимиле” включены записи музыкальных произведений XVI - начала XIX века в звучании, соответствующем времени их возникновения. Это касается как выбора инструментов (старинных или их копий), так и нотного текста и исполнительских приёмов данной эпохи. |
Апрелевский завод, ГОСТ 5289-80 Год выпуска 1987 |
С.-Петербург. завод грампластинок Выпуск 1992 год На лицевой стороне конверта торговый знак "Мелодии" есть. |
С.-Петербург. завод грампластинок ГОСТ 88 Выпуск 1992 года (по конверту) Сторона 1 |