2 дня
О сайте2 | С10 23859 004 1986, дата записи: 1985 |
А. ГУРИЛЕВ. Романсы Сторона 1 Внутренняя музыка (Н. Огарев) - 1.45 Пригорюнюсь ли я, призадумаюсь (Н. Греков) — 2.52 Уединенная могила (А. Подолинский) — 4.00 Бог с Вами! (Н. Греков) — 3.00 Отвернитесь, не глядите (С. Любецкий) — 2.15 Оправдание (М. Лермонтов) — 3.33 Воспоминание (А. Дьяков) — 2.20 Сторона 2 Бедная девушка ты (И. Аксаков) — 1.45 Я говорил при расставаньи (А. Фет) — 1.57 Прости, прощай, страна родная (автор слов неизвестен) — 3.15 Зачем меня терзаешь ты? (Н. Горсткин) — 2.40 Ее здесь нет (В. Г. В.) — 2.42 Признание (М. Лермонтов) — 2.34 Смолкни, милая певица (автор слов неизвестен) — 2.45 К фонтану Бахчисарайского дворца (А. Пушкин) — 2.18 КОНСТАНТИН ПЛУЖНИКОВ, тенор Марина Мишук, фортепиано Звукорежиссер Ф. Гурджи Редактор К. Иванова Оформление художника Б. Белова Александр Львович Гурилев (1803-1858) принадлежит к композиторам, стоявшим у истоков русского классического романса. Он был современником Глинки, но в силу особенностей и масштаба таланта занял в истории отечественной культуры гораздо более скромное место. В творчестве Гурилева романс еще не откристаллизовался как профессиональный жанр, сохранив непосредственную связь с бытовым музицированием, с городской народной песней, простоту и широкую доступность для восприятия. Вместе с тем, лучшие романсы композитора отличают красота мелодий, изящество фактуры, правдивость выражения поэтического чувства. Оттого и по прошествии долгого времени романсы Гурилева не утратили своего обаяния, они по-прежнему популярны, любимы исполнителями и слушателями. Достаточно назвать такие песни Гурилева, как «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки», «Разлука», чтобы оценить вклад этого композитора в развитие русской вокальной лирики. По своему происхождению и по художественным устремлениям Гурилев был типичным представителем русской демократической среды. Его отец, крепостной музыкант, руководил оркестром при театре графа Орлова в подмосковном имении «Отрада». Совсем мальчиком Гурилев уже играл в этом оркестре, считавшемся в то время одним из лучших. Есть сведения, что он занимался также с известными пианистами и композиторами Дж. Фильдом и И. Геништой, нередко посещавшими имение графа. Только в 1831 году отец и сын Гурилевы получили наконец вольную и переселились в Москву, где были приписаны к мещанскому сословию. Вся дальнейшая жизнь Александра Львовича Гурилева прошла в той среде, которая и питала его музыкальное вдохновение. Разносторонне одаренный, образованный человек, он снискал известность как композитор, пианист, скрипач, опытный педагог. Творческое наследие Гурилева включает большое количество фортепианных пьес и 88 романсов. Именно в вокальной музыке раскрылся полнее всего его лирический талант, отмеченный сердечной теплотой, поэтической тонкостью в передаче жизни человеческой души. Лирико-романтические темы привлекали в то время не только русских композиторов, но и художников, писателей и, особенно, поэтов. Поэтому не без основания можно сказать, что Гурилев явился выразителем одного из важных направлений русского искусства первой половины XIX века. Созвучность духу времени проявилась и в его поэтических пристрастиях: ему были близки стихи Пушкина и Лермонтова, Огарева и Кольцова, Фета и Вяземского, запечатленные в целом ряде романсов. Вокальная музыка Гурилева довольно разнообразна по жанрам. Он писал простые куплетные песни, почти не отличающиеся от народных, развернутые романсы ариозного типа, чувствительные элегии, миниатюры в танцевальных ритмах. Всем им присущи удивительная естественность музыкальной интонации, пластичность музыкальной фразы, ее органичное соответствие звучанию поэтического слова. В каждом романсе можно найти массу чутких выразительных деталей, свидетельствующих о подлинном профессионализме автора. Большинство романсов, вошедших в эту пластинку, не столь известны и относятся к числу редко исполняемых. Они дают нам возможность расширить представление о творчестве Гурилева, а также о русском романсе в целом. Пластинку открывает благородная элегия-монолог «Внутренняя музыка» на стихи Н. Огарева, своего рода эпиграф, определяющий общий тон всей программы. Элегия была одним из любимейших жанров русской поэзии и музыки, и Гурилев отдал дань этому увлечению. В том же духе написаны им романсы «Оправдание» (на стихи М. Лермонтова), где интересны выразительные элементы свободного речитатива, и «Зачем меня терзаешь ты?» (стихи Н. Горсткина), в котором сопоставление мажорных и минорных эпизодов создает своеобразную эмоциональную светотень. Наиболее распространенным в вокальной музыке Гурилева стал жанр русской песни. Одним из первых его изданных сочинений был сборник обработок русских народных песен, и любовь к народному творчеству не могла не отразиться в его собственной музыке. Удивительная правдивость чувства, простодушная чистота всегда пленяют в этих романсах. Типичный пример - песня «Пригорюнюсь ли я, призадумаюсь» (стихи Н. Грекова), написанная в простой куплетной форме, или «Отвернитесь, не глядите» (стихи С. Любецкого), где игривые форшлаги в фортепианной партии, бойкий припев как бы намекают на очаровательный образ героини, у которой «как лазурь, как бирюза, неги полные, живые, искрометные глаза». Гурилев прекрасно владел такой распространенной в музыкальном быту его эпохи формой, как так называемый жестокий романс, чувство меры и неизменная искренность позволили ему и здесь создать прелестные миниатюры - «Воспоминание» (стихи А. Дьякова), «Уединенная могила» (стихи А. Подолинского). «Бедная девушка ты» (стихи И. Аксакова). Есть в творчестве композитора романсы, в которых драматизация эмоций как бы раздвигает рамки камерной формы, привнося в нее элементы ариозного типа. Например, в романсе «Уединенная могила» это достигается развернутыми кадансами, более насыщенной фортепианной фактурой и широким диапазоном вокальной партии, что придает музыке напряженную эмоциональную окраску. Как известно, и сам Гурилев, и его современники с большим мастерством использовали в своей вокальной музыке различные танцевальные формы, прежде всего вальс. Вальсовое движение явно слышится в романсах «Воспоминание», «Прости, прощай, страна родная», «Зачем меня терзаешь ты?». А в романсе «Смолкни, милая певица» удачно использован ритм полонеза, придающий музыке гордый, даже удалой характер. Настоящей жемчужиной русской вокальной лирики можно назвать романс-ноктюрн «К фонтану Бахчисарайского дворца», одно из первых воплощений в музыке этого стихотворения Пушкина. Сквозное «ариозное» развитие лирического образа, замечательно пластичная вокальная кантилена, изысканные гармонические модуляции, как бы «ретуширующие» поэтические детали стихотворения, - все выдает здесь руку подлинного мастера. Принято считать, что фортепианная партия в романсах Гурилева не предъявляет особенно высоких требований к пианисту. Возможно, это и так с точки зрения чисто технических средств (хотя в некоторых романсах есть самостоятельные фортепианные проигрыши, вступления и заключения, использована довольно разнообразная фактура аккомпанемента). Однако исполнение фортепианной партии предполагает подлинную звуковую культуру, безошибочный художественный вкус и любовь к такого рода музыке. Когда слушаешь ансамбль Константина Плужникова и Марины Мишук, испытываешь истинное наслаждение. Уже сам голос певца - драматический тенор благородного открытого тембра - прекрасно соответствует содержанию и характеру музыки, а мягкость и естественность интонирования, непринужденность и разнообразие фразировки определяют стилистическую точность исполнения этих романсов. Фортепиано образует с голосом чисто камерный элегантный ансамбль. Константин Плужников - преданный и убежденный пропагандист отечественной вокальной классики - уже познакомил любителей музыки с монографическими программами романсов Аренского, Танеева, Гречанинова, Метнера, с образцами ранних «российских песен» XVIII века. Теперь перед нами - галерея превосходно выполненных музыкальных миниатюр, запечатлевших образ определенной эпохи в истории русской культуры. |