8 дней
О сайте6 1 | М10 46417 003 1985 |
Сторона 1 Ж. Массне. Ария Вертера («Вертер», 3 д.) — 3.05 4—22386 (16561b). Петербург, май 1912 г. Дж. Пуччини. Ария Каварадосси («Тоска», 3 д.) — 2.21 4—22387 (16560b). Петербург, май 1912 г. Н. Римский-Корсаков. Песня Левко («Майская ночь», 3 д.)— 2.42 4—22617 (ак 16845е). Лондон, 1913 г. П. Чайковский Ариозо Германа («Пиковая дама», 2 к.) — 2.51 DB266 2—22000 (Но 834ас). Хейс, 1915 г. Сцена Германа («Пиковая дама», 4 к.) — 3.11 DB266 2—22001 (Но 835ас). Хейс, 1915 г. Мы сидели с тобой, соч. 73 № 1 (Д. Ратгауз) — 2.37 4—22448 (17070 1/2Ь). Петербург, ноябрь 1912 г. Н. Черепнин. Осень, соч. 7 № 1 (И. Лялечкин) — 2.57 4—22618 (ак 16849е). Лондон, 1913 г. На итальянском языке (2) Фортепиано (1—3, 6, 7). Оркестр. Дирижер Е. Гуревич (4, 5) Сторона 2 М. Глинка. Рыцарский романс (Н. Кукольник) — 3.01 4—22450 (17078b). Петербург, ноябрь 1912 г. М. Речкунов. Испанская серенада (И. Бобровников) — 2.18 4—22447 (17069b). Петербург, ноябрь 1912 г. А. Гречанинов С тобою мне побыть хотелось (А. Плещеев из Г. Гейне) — 1.55 4—22589 (Но 728аЬ). Хейс, 1913 г. Колыбельная, соч. 1 № 5 (М. Лермонтов) — 2.24 4—22449 (17072b). Петербург, ноябрь 1912 г. А. Петров. Не верьг дитя (Ф. Червинский) — 2.07 4—22613 (ак 16848е). Лондон, 1913 г. М. Багриновский. Отдай мне эту ночь (Г. Галина) — 1.24 4—22588 (Но 726аЬ). Хейс, 1913 г. М. Якобсон. Натюрморт, соч. 3 № 1 (Г. Галина), М. Глинка. Еврейская песня из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский» — 3.03 4—22674 (Но 725аЬ). Хейс, 1913 г. Р. Леонкавалло. Рассвет (сл. автора) — 2.08 4—22675 (ак 16846е). Лондон. 1913 г. На итальянском языке (9) Оркестр (1). Фортепиано (2—9) Записи Gramophone Company Ltd Указаны исходные каталожные и матричные номера При реставрации использованы материалы из фонда Центрального государственного архива звукозаписей СССР и собрания лауреата Ленинской и Государственной премий В. Л. Янина Реставратор О. Гурова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров Пластинка из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» © «МЕЛОДИЯ», 1985. Всесоюзная студия грамзаписи Записи 1912—1915 гг. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК |
Искусство Владимира Розинга почти совершенно неизвестно в нашей стране, К сожалению, мы мало знаем о жизненном и творческом пути этого самобытного певца, вписавшего яркую страницу в исполнительское искусство первой половины нашего столетия. Скудные сведения из энциклопедий, справочных и периодических изданий позволяют восстановить лишь в общих чертах биографию артиста. Владимир Сергеевич Розинг родился 23 января, 1890 года в семье петербургского адвоката. Он окончил юридический факультет Петербургского университета. Но главным в его жизни с юных лет стали музыка и пение. Розинг занимался у выдающегося певца и педагога Иоакима Тартакова. В 1910 году состоялось первое выступление Розинга. Он дебютировал в концерте одновременно с вундеркиндом Яшей Хейфецем. Затем певец совершенствовался у Джорджа Пауэра в Лондоне, у Джованни Сбрилья и знаменитого тенора Жана де Решке в Париже. В 1912 году Розинг дебютировал на сцене Петербургского театра музыкальной драмы в роли Ленского. И хотя партия не соответствовала ни характеру его голоса, ни артистическому темпераменту, дебютант произвел большое впечатление, создав цельный вокально-сценический образ. Сохранился отзыв критика И. Кнорозовского в «Театре и искусстве»: «г. Розинг после Собинова больше всего приближается к пушкинскому замыслу. Его Ленский молод, гибок, чист душой, от него веет свежестью чувства и мягким прекраснодушием идеалиста. У артиста великолепный тенор с красивыми блестящими верхами, масса темперамента и вкуса... Ему можно предсказать блестящую карьеру». В мае 1 912 года Розинг записывает свою первую пластинку {арии Каварадосси и Вертера), а ровно через год состоялся дебют певца в крупнейшем зале Лондона «Альберт холл». Успех Розинга в Англии задержал его здесь надолго. В годы первой мировой войны он был уже одной из самых заметных фигур в музыкальной жизни английской столицы. К быстро завоеванному авторитету исполнителя присоединяется высокая репутация Розинга — режиссера и организатора. В 1915 году в лондонском театре «Друри. Лейн» Розингом была поставлена «Пиковая дама». Спектакль шел на русском языке. Розинг исполнял партию Германа. Успех спектакля был огромен. Розинга пригласили для записи в «главную квартиру» Gramophone Company в Хейсе около Лондона. Пластинка с двумя фрагментами партии Германа была выпущена позднее в «интернациональной» серии, где были представлены крупнейшие артисты, записанные Gramophone Company (Шаляпин, Карузо, Руффо, Смирнов). Об интенсивности концертной деятельности Розинга и его успехе говорит тот факт, что в 1913—1921 годах в Лондоне он дал сто четыре концерта. Среди творческих контактов артиста выделяется его участие в концертах русской музыки в Ливерпуле под управлением Василия Сафонова в 1916 году. В послевоенные годы Розинг выступал на сценах «Ковент-Гардена» в Лондоне (1921 г.), театра «Ла Монне» в Брюсселе, театра «Реал» в Мадриде, в парижской «Гранд опера» в сезоне 1923/24 года он пел в «Пиковой даме», «Паяцах», «Фаусте» и «Кармен». В 1921 году Розинг впервые выступил в США. В 1922 году он получил предложение возглавить Истменскую высшую музыкальную школу в Рочестере и был ее директором до 1926 года. На оперной сцене Розинг выступал до конца 1920-х годов, а затем полностью посвятил себя камерной музыке, занимавшей и раньше основное место в его репертуаре. Не менее значительна организаторская и общественная деятельность артиста. В 1927 году Розинг стал директором «Международной американской оперной компании», гастрольного оперного объединения, привлекавшего видных артистов к своим спектаклям в различных городах США. Авторитет этого театра под руководством Розинга быстро возрос, и уже в 1929 году он указан второй из восьми действовавших в Нью-Йорке оперных трупп, сразу после знаменитой «Метрополитен опера». В 1930-х годах постоянным местом жительства Розинга был Лондон, а в 1939 году он обосновался в Лос-Анджелесе (здесь Розинг и скончался 23 ноября 1963 года). Розинг был директором Калифорнийской оперной ассоциации. В последние годы жизни — главным режиссером Нью-Йоркской городской оперы. Важным моментом биографии Розинга является его общественная деятельность, начавшаяся еще во время первой мировой войны, когда он активно сотрудничал с Международным Красным Крестом. Сообщение о голоде в Поволжье застало его на гастролях в Америке, где он давал серию концертов под названием «Душа России». Весь доход с первого же концерта (около восьмидесяти тысяч французских франков) артист передал фонду помощи голодающим. Кроме того, Розинг выступил по радио Нью-Йорка (одно из первых артистических выступлений в истории радио), исполнил романс Ц. Кюи «Голод» и призвал присоединиться к его пожертвованию. На обращение выдающегося артиста откликнулось около пятисот тысяч слушателей в США и Канаде. Активным было участие Розинга и в фонде помощи Советской России в годы второй мировой войны. Среди своих современников Розинг занимал совершенно особое место. Обладая мощным, красивым голосом баритонального тембра, отличной вокальной школой, артист уже в начале карьеры стал пренебрегать приемами академического вокала в целях большей характерности исполнения. Полагаясь на свои могучие природные данные, Розинг не заботился и о вокальной «тренировке», что заметно уже в записях 1920-х годов. Розингу было совершенно чуждо профессиональное тщеславие теноров: обладая великолепной техникой верхнего регистра, мощными высокими нотами, он часто транспонировал вниз, освобождая себя полностью для внутреннего перевоплощения. Среди скудных сведений о том, каков был Розинг на сцене, большую ценность представляют слова Бернарда Шоу, знатока оперного искусства: «Двое самых выдающихся оперных певцов XX века — Шаляпин и Владимир Розинг совсем не считаются со старыми установками». Бесспорно, Розинг был артистом «шаляпинского типа». То, что он был в первую очередь человеком театра, слышно буквально в каждой записи его камерного репертуара. Его внутренняя интонация (иногда она кажется аффектированной из-за непривычного для современного слушателя произношения) всегда выдвигает вперед эмоциональный план исполняемой музыки, который воспринимается как собственное, глубоко личное переживание артиста. Это заставляет слушателя пренебрегать теми фрагментами, где интонация кажется утрированной. Особенной силы воздействия Розинг достигает в произведениях с острой внутренней драматургией, яркой характерностью, в музыке с большим накалом страстей. Каждое слово литературного текста у Розинга осмысленно, значительно, увлекательно. Слушая записи Розинга, попадаешь в своего рода «театр одного исполнителя», настолько зримыми становятся образы, созданные при помощи единственного выразительного средства — голоса. До настоящего времени записи Розинга не воспроизводились на долгоиграющих пластинках. Для граммофонных производств на Западе не представлял интереса русский репертуар артиста, в нашей стране его имя было почти неизвестно. Фонографическое наследие Розинга довольно значительно. Gramophone Company записывала его голос в 1912 году в Петербурге и в 1913 году в Лондоне. Эти пластинки с маркой «Пишущий Амур» имели распространение в России. Запись двух фрагментов партии Германа вышла в свет после первой мировой войны в Англии на диске с маркой His Master's Voice. В начале 1920-х годов Розинг записал в Англии и в США на пластинки Vocalion (Aeolian Company) ряд интереснейших работ в оперном и камерном репертуаре. В 1930-х годах в Лондоне Розинг осуществил несколько серий записей на пластинки, выпускавшиеся в свет в Европе с марками Parlophone и Odeon, в Америке — Decca и Columbia, в Японии — Columbia. Ряд этих записей в 1930-х годах импортировался в СССР. Антология песен М. Мусоргского, записанная Розингом на шести дисках, удерживалась в активном каталоге двадцать лет, вплоть до окончания выпуска пластинок. Ряд записей 1930-х годов Розинг сделал совместно с видным пианистом Айвором Ньютоном (сотрудник Ф. Шаляпина, О. Слободской, К. Ферриэр). На этой пластинке представлены все ранние записи Розинга (для Gramophone Company), за исключением повторной записи «Колыбельной» А. Гречанинова (Лондон, 1913 г.). Значительное место в репертуаре занимают популярные в те годы романсы Багриновского, Петрова, Якобсона. В яркой интерпретации Розинга они поднимаются над уровнем «салонного» романса. Ценны записи редко исполняемых романсов Черепнина и Речкунова, блестяще исполнены произведения Глинки. Большой интерес представляют записи оперных фрагментов, в которых артиста можно сопоставить по уровню мастерства с его знаменитейшими современниками на русской и европейской сценах, Until recently the extensive discography of the prominent Russian singer Vladimir Rosing contained no long-playing records. The Gramophone Company recorded his voice in St. Petersburg in 1912 and in 1913 in London; his discs with the "Recording Cupid" label were widespread in Russia at the time. A recording with two excerpts from the part of Hermann (Tchaikovsky's "Queen of Spades") appeared in England after World War I on His Master's Voice label. In the early 1920's Rosing recorded in England and the USA on Vocalon (Aeolian Company) a number of very interesting works in the opera and chamber repertoire. In the 1930's he made several recordings put out in Europe on Parlophone and Odeon labels, in America by Decca and Columbia and in Japan by Columbia. A number of these were imported to the USSR in the 1930's. An Anthology of Mussorgsky's Songs recorded by Rosing on six discs remained in the active catalogue for twenty years. Rosing also made a number of recordings together with Ivor Newton, the prominent pianist who played with F. Shalya-pin, O. Slobodskaya and K. Ferrier. This disc presents all the early recordings made by Rosing for the Gramophone Company with the exception of a duplicate of Grechaninov's "Cradle Song" made in London in 1913. |