6 дней
О сайте1 | М40 46335 001 1985, дата записи: 1968-1983 гг. |
Сторона 1 — 23.50 Ф. ТЮТЧЕВ Сижу задумчив и один… Молчи, скрывайся и таи… Нет, моего к тебе пристрастья… Как неразгаданная тайна… Из края в край, из града в град… В часы, когда бывает… Лето 1854 Чему бы жизнь нас ни учила… С. ЕСЕНИН Край любимый! Сердцу снятся… Разбуди меня завтра рано… Нивы сжаты, рощи голы… Зеленая прическа, девическая грудь… Вот оно, глупое счастье… Дорогая, сядем рядом… Низкий дом с голубыми ставнями… Отговорила роща золотая… Сторона 2 — 23.50 В. МАЯКОВСКИЙ Флейта-позвоночник, фрагмент поэмы Хорошее отношение к лошадям Товарищу Нетте, пароходу и человеку М. СВЕТЛОВ Рабфаковке Граница Звезды Россия «МЕЛОДИЯ», 1985 Ленинградская студия грамзаписи. Записи 1968-1983 г. Московский опытный завод «Грамзапись» Зак. 3. Тир. 2000 Звукорежиссер Г. Любимов. Редактор В. Заветный Художник П. Киселев Москва. Центральный Дом работников искусств. Октябрь 1953 года. Конкурс на лучшее исполнение произведений Владимира Маяковского. На сцене — студент Ленинградского театрального института имени Островского Михаил Павлов. Высокий, красивый, он читал Маяковского вдохновенно, прекрасно и был даже немного похож на поэта… Зал затаил дыхание. В жюри — Всеволод Аксенов, Алиса Коонен, Серафима Бирман, Игорь Ильинский, сестра Маяковского — Людмила Владимировна. Всем было ясно: в жизнь Театра входит артист яркого, щедрого дарования. Казалось, Михаил Павлов взял на вооружение знаменитые слова поэта: «Мы должны острить слова. Мы должны требовать речь, экономно и точно представляющую каждое движение… чтоб слово в речи то разрывалось, как фугас, то ныло бы, как боль раны, то грохотало бы радостно, как победное «ура». Как бы то ни было, этот парень интуитивно почувствовал «мир» Маяковского и с большой убедительностью ввел в него всех, кто был в зале. Людмила Владимировна Маяковская сказала тогда, что молодой ленинградец очень понравился ей, что «он ближе всех по духу подошел к стихам Маяковского». И вряд ли думали горячо аплодировавшие новому лауреату Михаилу Павлову в том далеком уже 1953 году, что в прекрасную Страну Поэзии входит артист, который тридцать лет по-рыцарски преданно и верно, нежно и страстно будет служить ей. Ведь, казалось бы, творческая судьба Михаила Павлова складывалась на редкость счастливо: учащийся ремесленного училища, потом токарь одного из ленинградских заводов, он в одночасье принят в труппу «Александринки» — знаменитого театра, носящего имя Пушкина, он выходит на сцену вместе с прославленными ее мастерами — Черкасовым, Толубеевым, Симоновым, Борисовым… Да, казалось, все складывалось более чем удачно, но вдруг, к всеобщему удивлению, ровно через год после успешного театрального дебюта Михаил Павлов уходит из «Александринки», решив, что театр одного актера — именно та кафедра, «с которой можно много сказать миру добра», что именно Поэзия — его призвание. Призвание… «Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов»… Прежде всего — зов собственного сердца», — писал Паустовский. Именно по «зову собственного сердца» Михаил Павлов стал эстрадным артистом, получив в течение четырех лет — с 1957 года по 1961-й — звание лауреата еще трех всесоюзных чтецких конкурсов. Он мастер художественного слова, исполнительской манере которого присущи глубокая гражданственность, четкость интерпретации, тончайший лиризм. Михаил Павлов читает Маяковского и Светлова, Тютчева и Блока, Есенина и Прокофьева, Евтушенко и Вознесенского, Кугультинова и Гамзатова. Поэты приносят ему на «суд» только что написанные от руки или наспех напечатанные на машинке новые стихи. И нужно было видеть, с какой жадностью он читал эти строчки, по-детски радуясь удаче. Восторженно он «открывал» новые поэтические имена, чтобы потом познакомить с ними любителей поэзии: слушайте, мол, какое чудо эти стихи, а ведь мы могли пройти мимо, не заметить их… А как его любили поэты!.. Они посвящали Михаилу Павлову свои лучшие стихи. А он — он и в солнечные и в ненастные дни был обуреваем одним желанием, одной мечтой — соединить своей любовью всех поэтов — «хороших и разных», собрать их под единой кроной могучего дерева Поэзии. …По мирным дорогам России Идти бы еще да идти. …Не то чтобы в славе и блеске Другим поколеньям сверкать, А где-нибудь на перелеске Рязанской березою встать. Эти строки, прочитанные народным артистом республики Михаилом Павловым на Ленинградском радио летом 1983 года, стали последними, которые он записал на пленку. А он мечтал… Он мечтал подготовить новый моноспектакль о Владимире Маяковском. Мечтал сыграть Петра I. Записать на пленку «Пер Гюнта» и «Сирано де Бержерака». Мечтал записать пластинку и назвать ее «Есть такая страна — поэзия». Делал уже пробные записи на радио. Он мечтал… В марте 1984 года ему исполнилось бы пятьдесят лет. Но сохранился голос актера, и, слушая его сейчас, мы вспоминаем Паустовского: «Оборванная жизнь необратима… Но в мире есть одно явление, равное чуду, попирающее все законы природы и потому утешительное. Это явление — искусство». 3. Давыдова |