8 дней
О сайте11 | С60 22905 003 1985, дата записи: 14—18 ноября 1984 г. |
Печальные струны (Ю. Маркин) — джаз-орк. Минского муз. училища, худ. рук. И.Райхлин. Якшанба (С Мордухаев) - квартет Семена Мордухаева: Канзас-сити-стомп (Дж. Р. Мортон) - квартет «Ретро», рук. Зигурд Резевский; Грустная мелодия для барабана (П. Мотиан) — трио Раймондса Раубишко; Радостный день (А. Цфасман) — квартет «Ретро», рук. Зигурд Резевский; Импровизация на тему И. Берлина «Щекой к щеке» - Сергей Терентьев (ф-но); Любовь на продажу (К. Портер) - джаз-ансамбль «Аллегро», рук. Николай Левиновский Записи из концертного дома Дома культуры им Капранова, 14—18 ноября 1984 г. Цифровое издание MEL CO 0953 |
Записи из концертного дома Дома культуры им Капранова, 14—18 ноября 1984 г. КВАРТЕТ СЕМЕНА МОРДУХАЕВА: Семен Мордухаев, тенор-саксофон, Георгий Метакса, ф-но, Владимир Алиев, контрабас, Юрий Ратников, ударные КВАРТЕТ «РЕТРО»: Зигурд Резевский, ударные, Владимир Вайнер, кларнет, саксофоны, Борис Коган, туба, Ольгерт Зариньш, банджо ТРИО РАЙМОНДА РАУБИШКО: Раймонд Раубишко, тенор-саксофон, Ивар Галениекс, контрабас, Марис Бриежкалнс, ударные ДЖАЗ-АНСАМБЛЬ «АЛЛЕГРО»: Николай Левиновский, ф-но, клавишные, Александр Фишер, труба, Вячеслав Назаров, тромбон, Игорь Бутман, тенор-саксофон, Виктор Двоскин, контрабас, Алексей Гагарин, ударные, Юрий Генбачев, перкуссия, Алексей Курочкин, клавишные Пластинки непосредственно с концертов джазовых фестивалей обычно не претендуют на стройность музыкальной драматургии. Прежде всего они становятся документом, свидетельствующим о крупном, представительном мероприятии, документом, подтверждающим высокий профессиональный уровень и стилистическую широту отечественного джаза. Данная пластинка также станет важным источником информации для многочисленных поклонников джаза, не попавших на фестиваль. А для тех, кто сумел достать «лишний билетик», этот диск — приятное воспоминание. Пластинку открывает биг-бэнд Минского музыкального училища под руководством Ильи Райхлина. Подобно многим другим учебным оркестрам джазового профиля, коллектив обеспечил себе быстрый подъем совместным музицированием учащихся и преподавателей. Хорошо сбалансированные оркестровые эпизоды, владение джазовыми штрихами и лаконичные сольные «выходы» Александра Бурштейна (ф-но) и Игоря Сафонова (саксофон) позволяют предположить, что вскоре на нашей эстраде появятся интересные джазовые ансамбли из Белоруссии. Пожалуй, ни один фестиваль не представляет так широко новоджазовую, экспериментальную музыку, как Ленинградский. Записывать эту музыку трудно, музыканты играют большие одночастные, неделимые на фрагменты композиции и нередко связывают свое выступление со сценическими эффектами. В этом плане самым «студийным» оказался ташкентский квартет саксофониста Семена Мордухаева. В избранном отрывке из его композиции «Якшанба» совмещены элементы сонористической и алеаторической техники с остинатно-орнаментальными наигрышами в духе узбекского фольклора. Среди традиционалистов выделялся своим мастерством рижский квартет «Ретро» под руководством опытного барабанщика Зигурда Резевского, лауреата многих фестивалей 60-х годов. Оригинальный состав — туба, банджо, кларнет (иногда саксофон) и ударные — позволил рижанам придать юмористическую окраску известным «вечнозеленым» мелодиям 20 — 30-х годов. В «Канзас-сити-стомп» Д. Мортона музыканты проявили максимум изобретательности, доброй игривой раскованности, а в популярной мелодии А.Цфасмана «Радостный день» преобладает лирическое начало. Украшением ленинградского фестиваля стало трио Раймонда Раубишко из Риги. В «Грустной мелодии для барабана» солирует Марис Бриежкалнс, его барабаны умеют «разговаривать», способны передать грусть, томление, недовольство и покорность. Партнеры сумели скромно отойти на второй план, не задавить своей виртуозностью лирического высказывания солиста. Всего одна миниатюра не может дать представления о многообразном таланте одесского пианиста Сергея Терентьева. Он неподражаем в интерпретации джазовой классики, небанален в академических программах, когда играет Рахманинова, Чайковского, Шопена или Листа. Подкупающая музыкальность, тонкая нюансировка, полное растворение в исполняемой музыке магнетически завораживают любой зал. В популярной песенке И. Берлина «Щекой к щеке» Терентьев отдал дань манере пианиста Эрролла Гарнера (1921 — 1977). Правила игры соблюдены точно: в правой руке активное тремоло, ритмическая оттяжка, а в левой — «шлепающие» аккорды. Однако сквозь привычные клише то в середине импровизации, то в расширенном финале нет-нет да и пробивается романтический пианизм исполнителя. Так получилось, что московскому ансамблю «Аллегро» пришлось быть первым и последним на фестивале. Он открыл первый концерт авторскими композициями Н. Левиновского, а в последний вечер прозвучали транскрипции классики. В композиции на тему мелодии К. Портера проявились лучшие качества ансамбля: показаны блистательные солисты, ярко сыграны (и по-оркестровому плотно) общие эпизоды. Ритмическая точность, абсолютное владение формой импровизаций, броская сценическая подача — все это стало прекрасным праздничным финальным аккордом фестиваля. Владимир Фейертаг |