10 час.
О сайте8 | С30 22487 006 1985, дата записи: 1983 г. |
ВАСИЛЕ ЙОВУ, най МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ Сторона 1 Хора'н бэтэй — 2.23 Мелодие де драгосте — 2.43 Жок бэтрынеск — 1.25 Доуэ сырбе — 3.18 Жок де масэ — 2.15 Суитэ де мелодий молдовенешть — 3.47 Обработки Василе Йову Оркестр молдавской народной музыки «Фольклор» (1, 5) Дирижеры: Думитру Блажин (1), Ион Даскэл (5) Оркестр молдавской народной музыки «Миорица» Дирижер Василе Гоя (2, 3, 4, 6) Сторона 2 Бэтута — 2.23 Мелодие де дор — 2.25 Кадынжа — 2.11 Дойна — 4.18 Чокырлия — 2.27 Обработки Василе Йову (1 —4) и Василе Гоя (5) Оркестр молдавской народной музыки «Фольклор» Дирижер Думитру Блажин (1, 3, 4) Оркестр молдавской народной музыки «Миорица» Дирижер Василе Гоя (2, 5) Звукорежиссер А. Штильман. Редактор Л. Садыхова Художник А. Третьяков Запись 1983 г. Древнегреческая легенда о любви бога Пана к прекрасной нимфе Сиринкс дошла до наших дней. Своим безобразным видом Пан испугал нимфу, и она бросилась в реку Ладон, умоляя богов спасти ее. Боги превратили Сиринкс в тростинку. В великой скорби Пан застыл у берега, а тростинка покачивалась с таинственным шелестом, напоминающим голос той, которой никогда не суждено обрести облик прекрасной женщины. Пан срезал тростинку и сделал из нее свирель (по-гречески "Syrinx''). Древнее название инструмента «флейта Пана» (Flute de Pan — фр., Pan pipe — англ.) у греков сохранилось и по сегодняшний день. У молдаван этот инструмент издавна известен под названием «най», что в переводе с персидского означает «тростинка». Заслуженный артист Молдавской ССР Василе Иову — солист оркестра народной музыки «Фольклор» Гостелерадио Молдавской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных конкурсов, XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Родился в селе Бардар Котовского района Молдавской ССР. Он окончил Кишиневскую среднюю специальную музыкальную школу им. Е. Коки, в которой занимался по классу флейты. По этой же специальности окончил Кишиневский государственный институт искусств им. Г. Музическу. Уже в старших классах музыкальной школы В. Йову начал самостоятельно заниматься игрой на нае. Наступили годы упорного труда и исканий. В 1968 году при Госкомитете по телевидению и радиовещанию Молдавской ССР был создан оркестр народной музыки «Фольклор». В. Йову — студент II курса института—успешно сочетает учебу с исполнительской деятельностью в этом коллективе. Оркестр был своего рода лабораторией, где молодые музыканты «испытывали» свои первые аранжировки и обработки молдавской народной музыки. Несомненно, среда, в которую попал В. Йову, не могла не отразиться на его творчестве. Об этом свидетельствуют многочисленные аранжировки народной музыки, выполненные В. Йову с тонким художественным вкусом и записанные им с оркестром «Фольклор». Уже после двух-трех лет работы в оркестре Молдавского телевидения и радио В. Йову становится зрелым музыкантом. В его исполнении поражает сочетание высокого профессионализма, одухотворенности и одаренности, мастерское использование выразительных возможностей ная, позволяющее постичь самые отдаленные тайны фольклорного музыкального наследия молдавского народа. Исполнительскую деятельность В. Йову успешно сочетает с преподаванием в Кишиневском государственном институте искусств им. Г. Музическу. В 1982 году вышло из печати написанное им пособие «Школа игры на нае» — итог многолетнего кропотливого труда. В последние годы все больше молдавских композиторов включают най в произведения эстрадного жанра. Неизменным исполнителем такого рода произведений является В. Йову. Богатейшая палитра красок звучания ная сделали эти произведения самыми любимыми у широкой аудитории. Записанные на пластинке народные мелодии, за исключением ставшей уже классической «Чокырлия» («Жаворонок»), аранжированы самим В. Йову. Многие исполнены в сопровождении оркестра «Миорица», коллектива, с которым исполнитель гастролировал во многих странах мира. И везде, где бы ни побывал В. Йову с легендарной «тростинкой» — в различных уголках СССР, в Чехословакии, ФРГ, Франции, Англии, на Кубе, в Японии, США, ему сопутствовал истинный успех и признание слушателей. В. Крэчун |