5 дней
О сайте5 1 | С10 22333 006 1985, дата записи: 1984 |
Сторона 1 В. ЛАУРУШАС (р. 1930) Зеленая прелюдия и Зеленая фуга — 4.19 Желтая прелюдия и Желтая фуга — 2.18 Б. КУТАВИЧЮС (р. 1932) Соната — 10.09 1. Pianissimo. 2. Mezzo forte. 3. Fortissimo Ф. БАЙОРАС (p. 1934) Вариации № 2 — 4.14 Сторона 2 О. БАЛАКАУСКАС (р. 1937) Movimenti для двух фортепиано (в трех частях) — 13.00 Нота для фортепиано с фонограммой — 7.18 Три каприса — 3.32 Бируте Вайнюнайте, фортепиано Галина Радвилайте, фортепиано (5) Редактор Р. Жальнерюте Звукорежиссер В. Бичюнас Художник А. Гурскес На лицевой стороне конверта: фрагмент графики А. Кмеляускаса Фото Ю. Грикениса Запись 1984 г. Творческий путь пианистки Бируте Вайнюнайте с самого детства тесно связан с литовской музыкой. В годы учебы она уже исполняла немало новых произведений, написанных ее отцом — видным литовским композитором, пианистом и педагогом Стасисом Вайиюнасом (его Третий и Четвертый фортепианные концерты записаны на пластинки). Б. Вайнюнайте ежегодно устраивает вечера современной музыки. Именно на таких вечерах впервые прозвучали некоторые произведения литовских композиторов О. Балакаускаса, В. Лаурушаса, Б. Кутавичюса, В. Юргутиса, А. Мартинайтиса, Ф. Байораса, П. Дикчюса, А. Рачюнаса, В. Юозапайтиса. Большое внимание она уделяет также популяризации произведений современных советских и зарубежных композиторов. «Это одна из немногих исполнителей, понимающих смысл творческого эксперимента, — говорит композитор О. Балакаускас. — Деятельность Бируте Вайнюнайте помогает новой музыке (и не только литовской) возникать и жить.» Бируте Вайнюнайте закончила в Вильнюсе школу искусств имени М. К. Чюрлёниса, а затем Государственную консерваторию Литовской ССР по классу профессора М. Азизбековой. В 1965 году она стала лауреатом Первого республиканского конкурса имени М. К. Чюрлёниса. В 1972 году пианистка закончила аспирантуру Московской консерватории у профессора Я. Мильштейна, в 1975—1976 годах она стажировалась в Парижской консерватории у В. Перльмютера. Б. Вайнюнайте гастролировала в городах Литвы, в Москве, Ленинграде, Сибири, на Дальнем Востоке, выступала с концертами в США. За пределами республики хорошо известен дуэт, в котором она играет вместе с сестрой — скрипачкой Аудроне Вайнюнайте. Для творческого почерка Б. Вайнюнайте характерны содержательность, поэтичность. Она избегает внешних эффектов, искусственности и стремится во всей полноте раскрыть идею произведения, осмыслить детали яркостью звучания. Первую свою пластинку Б. Вайнюнайте посвятила творчеству литовских советских композиторов. Две прелюдии и фуги В. Лаурушаса, написанные в 1981 году, представляют собой честь цикла, привлекающего своеобразием выразительных средств. Фортепианная соната Б. Кутавичюса (1975) состоит из трех частей. Ее драматургическая линия основана на постепенном динамическом и темповом нарастании. Ф. Байорас в Вариациях № 2 (1970) использует классический принцип развития, дополняя его своеобразной трактовкой фольклора, сонорными созвучиями, яркими контрастами и оживленной ритмикой. Movimenti О. Балакаускаса для двух фортепиано (1981) — цикл, состоящий из трех частей, объединенных изобретательно развитой темой. В «Ноте» (1983) автор расширяет возможности звучания и выразительности при помощи фонограммы. Три фортепианных каприса (1965) — цикл миниатюр, написанный ясным лаконичным музыкальным языком. Г. Радвилайте |