4 дня
О сайте4 1 | С10 22159 001 1985, дата записи: 1974, 1984 гг. |
Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ (1685 - 1759): Концерт для арфы с оркестром си-бемоль мажор, соч. 4 № 6 (каденция М. Гранжани). Т. Тауэр, Ленинградский камерный орк. / В. Нестеров. А. ХИНАСТЕРА (1916): Концерт для арфы с оркестром. Т. Тауэр, Академ. симф. орк. Ленинградской гос. филармонии / Э. Серов. |
С10-22159-60. Татьяна Тауэр, арфа 01 Г.Ф.Гендель (1685-1759) Концерт для арфы с оркестром си-бемоль мажор, соч. 4 № 6 (каденция М. Гранжани) 1.Allegro 2.Larghetto; 3.Allegro moderato 02 А.Хинастера (1916) Концерт для арфы с оркестром 1.Allegro giusto. Meno mosso, quasi Allegretto 2.Molto moderato 3.Liberamrnte capriccioso. Lento e drammatico. Vivace Ленинградский камерный оркестр. Дирижёр Валентин Нестеров (1) Академический симф. орк. ЛГФ им. Д.Д.Шостаковича. Дирижёр Эдуард Серов (2) Звукорежиссёры: Г.Цес (1), Ф.Гурджи (2) Редактор К.Иванова Художник Л.Панкевич Фото В.Барановского ЛСГ. Записи 1974 (1), 1984 (2) |
Татьяна Тауэр принадлежит к числу ведущих советских арфистов. Она прошла школу известных советских мастеров арфового искусства: занималась у К. Эрдели, затем в Московской консерватории и аспирантуре у В. Дуловой. В 1969 году на Международном конкурсе в американском городе Хартфорде завоевала золотую медаль. Через год переехала в Ленинград, пройдя по конкурсу в прославленный филармонический коллектив — Академический симфонический оркестр, возглавляемый Е. Мравинским. Высокий профессионализм ленинградского оркестрового исполнительства определил уровень Тауэр как оркестровой арфистки. Ее развернутые соло в балетах Чайковского и Глазунова, в произведениях Берлиоза, Дебюсси, Равеля и других французских авторов, в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Бартока неизменно обращали на себя внимание дирижеров, коллег, слушателей. Обширный репертуар арфистки — оркестровый, сольный, ансамблевый — включает музыку разных эпох и стилей, от старых мастеров до современных авторов. Важное место принадлежит в нем фундаментальным классическим сочинениям. Тауэр сыграла Итальянский концерт Баха (по urtext'y), Концерт для арфы и флейты Моцарта, Симфонию Бортнянского (где исполняла на арфе одновременно клавирную и арфо-вую партии). К этому же ряду сочинений следует отнести Концерт Г. Ф. Генделя. Инструментальная музыка представляет значительную часть наследия Георга Фридриха Генделя. Великому немецкому мастеру принадлежат оркестровые концерты, сонаты, пьесы для органа, клавира, различных ансамблей и т. д. Некоторые сочинения, предназначенные для вышедших из употребления старинных инструментов или разрешающие останавливаться по выбору на том или ином из предложенных вариантов, впоследствии закрепились исполнительской традицией за конкретными современными инструментами. Среди образцов такого рода — Концерт си-бемоль мажор (соч. 4 № 6), вошедший в репертуар арфистов. Образно-эмоциональная сфера Концерта типична для барочной музыки. В контрастном трехчастном цикле находят свое место и активная моторика, и спокойное, полное благородства высказывание, и оживленно-танцевальные эпизоды. Музыке Концерта присущи свойственные Генделю простота и ясность, жизнеутверждающий характер, возвышенный строй чувств. Исполнение Тауэр привлекает красотой звука—полнокровного, глубокого, певучего, богатыми техническими возможностями. Уже в самом начале артистической деятельности Тауэр заметно тяготела, наряду с классикой, к современной музыке. Она увлеченно приобщалась к новым и новейшим тенденциям, быстро овладевала незнакомой ранее техникой. С тех пор в ее программах сохранились сонаты Казеллы и Тайфер, соната Хиндемита, которую она считает одним из лучших сочинений, написанных для арфы. Неизменен интерес исполнительницы к Стравинскому и Бриттену, Прокофьеву и Мясковскому, Слонимскому и Шнитке. Заметной вехой в творчестве Тауэр стала работа над такими масштабными сочинениями, как Концерт для арфы Б. Тищенко, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Вдохновленный искусством арфистки, Кикта специально для нее создал виртуозную фантазию на темы «Пиковой дамы» Чайковского. Среди интерпретаций современной зарубежной музыки значительным исполнительским достижением Тауэр можно считать Концерт А. Хинастеры. Альберто Эваристо Хинастера — один из ведущих композиторов Аргентины, член Национальной академии изящных искусств. Он был директором консерватории Ла-Платы, руководил другими музыкальными учреждениями. Его оперы «Аэропорт», «Дон Родриго», «Бомар-цо», «Беатриче Ченчи» поставлены на сценах Аргентины, США, европейских стран. Перу Хинастеры принадлежат также балеты, множество симфонических, камерно-инструментальных, хоровых, вокальных сочинений. Жанр инструментального концерта представлен в его творчестве концертами для струнных, фортепиано, скрипки (посвящен Л. Бернстайну и оркестру Нью-Йоркской филармонии), кларнета, виолончели. Концерт для арфы с оркестром создан в 1959 году. Это развернутое трехчастное сочинение с эффектной сольной партией и нарядно колорированной оркестровкой. Приподнятое настроение устанавливается с первой же части, хотя она и представляет собой ряд следующих друг за другом в свободной рапсо-дичной форме разнохарактерных эпизодов. Атмосфера праздничности возникает благодаря сочности народных образов, сверкающим тембровым краскам. Затем, во второй части, словно бы на смену яркому дню приходит ночь с ее таинственными бликами, причудливой звукописью. Финал — это снова карнавальный водоворот инструментальных «событий», с блестящими пассажами арфы, с прихотливой игрой ритмов, с «переплясом» декоративных ударных инструментов... Композитор предоставляет арфисту широкую возможность играть con brio, с максимумом виртуозности. Это особенно проявляется в каденции, открывающей последнюю часть. Концерт Хинастеры мастерски исполняют Т. Тауэр и ее коллеги — артисты заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии во главе с дирижером Эдуардом Серовым, известным пропагандистом современной, в частности латиноамериканской, музыки. Э. Барутчева |