2 дня
О сайте8 2 | С10 25829 004 1987, дата записи: 1986 |
A 01.Сюита "Памяти Э.Вила Лобоса" (И.Рехин) Прелюдия Танец Портрет Предчувствие Прерванная песня 02.Прелюдия и фуга до мажор (И.Рехин) B 03.Первый этюд (П.Панин) 04.Второй этюд (П.Панин) 05.Первая прелюдия (П.Панин) 06.Вторая прелюдия (П.Панин) 07.Танец шамана (П.Панин) 08.Юмореска (П.Панин) Звукорежиссёр Ю.Богданов Редактор Б.Тихомиров Художник В.Поляков Фото В.Дудникова ВСГ. Запись 1986 |
Игорь Рехин (р. 1941) — автор многих сочинений самых разных жанров и форм (среди них — балет «Марсий», вокальный цикл на стихи Ф. Гарсиа Лорки, «Триптих» для камерного оркестра, «Диалоги» для трубы, ударных и чембало, «Полифонический концерт» для двух фортепиано, «Ода миру» для органа, «Три юморески в джазовом стиле» и «Серенада» для ансамбля виолончелей и т. д.). В 1979 году композитором была написана сюита «Памяти Э. Вила Лобоса», которая стала переломной в его творческой биографии. Гитара интересовала музыканта в историческом, эстетическом аспекте, а глубокое изучение ее прошлого, гитарной литературы и, наконец, впечатление от музыки Э. Вила Лобоса как непосредственный импульс вызвали к жизни это сочинение. По словам автора, содержание сюиты—как бы «взгляд на человеческую жизнь»: «Прелюдия» — нечто вневременное, начало всякого бытия; «Танец» — юность с ее восторгом, нежностью, надеждой; «Портрет» — человек в пору зрелости и мудрости; «Предчувствие» — осознание жизни как вечной борьбы и преодоления; «Прерванная песня»—разорванный круг бытия, возвышенная скорбь прощания. С сюитой познакомились сначала советские гитаристы (две части — «Прелюдия» и «Танец» — были приняты в качестве обязательных пьес на И Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Ленинграде), затем и зарубежные (сюита исполнялась артистами Мексики, Филиппин, Польши, Болгарии, Кубы и других стран). В 1982 и 1984 годах И. Рехин в качестве почетного гостя присутствовал на I и II Международных конкурсах гитаристов в Гаване. Спустя еще два года он прибыл на Кубу уже как член жюри III Гаванского конкурса. Кубинские впечатления воплотились в «Гаванском концерте» для гитары с оркестром (1983). Появляются Соната для шестиструнной гитары (1983), дивертисмент «Цветы весны» для флейты и гитары (1984), Соната для семиструнной гитары (1984), «Русский концерт» для семиструнной гитары с оркестром (1986). С каждым новым произведением все увереннее делается «рука» композитора, все более «гитарным» — облик его сочинений. Еще в 1983 году, в преддверии 300-летнего юбилея И. С. Баха, Рехин обратился к полифонической технике — явился замысел создания 24-х прелюдий и фуг для гитары, первая из которых представлена на этой пластинке. Стилистика гитарных произведений Игоря Рехина весьма разнообразна, однако композитор сознательно отторгает традиционные испанские влияния. Прекрасное знание инструмента, его истории и особенностей современного развития проявляется в серьезности и глубине композиций, в которых элементы утонченности сочетаются с общим демократизмом языка и формы. ♦ * * Петр Панин начал играть на гитаре в 17-летнем возрасте и уже через год создал свои первые гитарные композиции. Артист Москонцерта, он популярен сегодня и как автор многих произведений для гитары. Они входят в репертуар таких исполнителей, как Н. Комолятов, В. Широков (СССР), Л. Бойд (Канада), А. Морена (Мексика), Ж.-П. Жюмез (Франция) и другие. Сочинения П. Панина, изданные в СССР, Польше, Франции, ФРГ, Канаде, США, звучат не только с концертной эстрады, но и в программах международных конкурсов (они исполнялись, в частности, участниками XXVIII Международного конкурса в Париже в 1986 году). Его музыка мелодична, образна, обычно имеет программный характер. Композитором созданы два концерта для гитары с оркестром (1980, 1982), но основная сфера его творчества — жанр миниатюры. Панину принадлежит около 150 пьес. Каждая как причудливый калейдоскоп, мозаика красочных мелодических, ритмических «пятен», «фигур». Главное в них — темброво-колористические эффекты, которые и создают ярко индивидуальный облик музыки этого композитора. ♦ * * Николай Комолятов пользуется известностью прочной и заслуженной. Серьезность и большая работоспособность, умное, уважительное отношение к Музыке и автору определяют профессиональный облик исполнителя. Комолятов играет на классической шестиструнной гитаре. В его репертуаре представлены почти все гитарные авторитеты прошлого, интерпретация их сочинений всегда отмечалась как чуткая, стильная, объективная. Но сам Комолятов признается в том, что предпочитает играть музыку современную, которая ставит перед артистом целый комплекс новых технологических и интерпретатор-ских задач, позволяет развивать и обогащать вкусы публики. Одним из важных результатов исполнительской деятельности Комолятова можно считать то, что современная музыка для гитары нашла своих ценителей. Впервые у нас в стране он исполнил целый ряд сочинений зарубежных авторов, а программы новой советской музыки с успехом играл в Венгрии, Италии, Великобритании. Николай Комолятов — первый исполнитель многих произведений И. Рехина и П. Панина, представивший их широким кругам любителей гитарного искусства. Г. МАШИНСКАЯ |