6 дней
О сайте8 1 | С10 24813 004 1987, дата записи: 1968 |
Сторона 1 Ф. Таррега Воспоминание об Альгамбре — 3.17 Грезы — 5.00 И. Альбенис Алая башня — 4.25 Астурия — 6.23 М. Молледа Фаррука — 3.35 X. Турина Гарротин и солеарес — 4.53 Сторона 2 И. Альбенис Малагенья — 3.42 X. Малатс Испанская серенада — 3.53 X. Турина Рафага — 2.29 М. де Фалья Танец мельника, фаррука — 2.50 Ф. Сор Этюд ми минор — 2.45 Ф. Таррега Большая хота — 8.46 Изготовлено по лицензии фирмы Zafiro S. А., Испания Запись 1968 г. На лицевой стороне конверта: А. Переда. Натюрморт с часами Оформление художника В. Барышникова По лицензии Zafiro S. А., Испания |
Есть в Париже небольшая, узкая и немноголюдная улица Декарта, названная так в честь великого мыслителя, создателя картезианской философии. Один из старинных домов здесь непременно привлекает внимание. На первом этаже — витрина магазина с выставленными в ней гитарами, нотами, грампластинками. Над входом — вывеска с броской надписью: "Plein vent" (дословно: «Под открытым небом, на ветру»). Справа, если присмотреться, можно прочитать: «Академия гитары в Париже». Слева — клуб гитары. В этом доме под номером 42 обосновался человек по имени Жильбер Имбар — участник движения Сопротивления и активный деятель общества «Франция — СССР». В 1953 году он организовал здесь частное учебное заведение и открыл магазин, дающий скромные средства к существованию его владельца. Люди, знающие цену подлинному искусству игры на гитаре, жадно потянулись и в Академию, и в клуб. Под зданием есть погреб со старинными сводами, который превращен в небольшой концертный зал, способный вместить не более сорока человек. Здесь дарили свое вдохновение истинным любителям музыки Александр Лагойя и Джон Вильямс, Сарате и Помпонио, многие другие известные гитаристы. Однажды на эстраду клуба гитары поднялся молодой Нарсисо Йепес. Может быть, в это время у него родилось желание посетить Советский Союз и выступить в нашей стране, как это довелось осуществить некоторым участникам музыкальных вечеров клуба гитары? Нарсисо Йепес родился 27 ноября 1927 года в г. Лорка провинции Мурсия, расположенной на юге Испании. С шести лет начал обучаться игре на гитаре и фортепиано у своего отца. В 1940 году он едет в Валенсию и поступает в консерваторию, где начиная с 1943 года занимается у пианиста Висенте Асенсио. Вот как рассказывал Йепес о своих занятиях с учителем: «Он мне показывал на фортепиано то, что я должен играть на моем инструменте — гитаре. Однажды, например, он попросил меня играть гаммы престиссимо, как он это делал на фортепиано. «Но это невозможно», — возразил я. «Невозможно? — спросил Висенте Асенсио и решительным жестом закрыл крышку пианино. — В таком случае поменяйте инструмент, если на этом ничего не получается!» Вернувшись с урока, я размышлял над возникшей проблемой. Главная причина, почему я не мог играть гаммы быстро, как пианист, было то, что, как и все гитаристы, я защипывал струны только двумя пальцами правой руки, в то время как пианисты используют пять пальцев. Я ни слова не говорил в течение месяца и держал в секрете работу над тремя пальцами. Позже я сыграл Асенсио с той скоростью, которую он желал. «Хорошо, хорошо!» — воскликнул он. Но тут же у него возникли новые неожиданные требования. Например: уметь при игре на инструменте выделить любую ноту из аккорда. И так он заставлял меня добиваться все новых технических достижений». Приехав в Париж, Йепес продолжает совершенствовать свою технику в игре на гитаре. Вскоре он дает концерты в лекционном зале Сорбоннского университета, получает приглашение создать музыкальное оформление к двум фильмам («Запретные игры» и «Девушка с золотыми волосами»). В 1947 году Йепес с огромным успехом выступил в Мадриде, где в его исполнении прозвучал концерт «Аранхуэс» Хоакина Родриго, посвященный известному испанскому гитаристу Рехино Сайнс де ла Маса (Аранхуэс — это замечательный памятник испанской архитектуры XVIII века, представляющий собой дворцовый и парковый ансамбль). В последующие годы Йепес много выступал в США и странах Латинской Америки, в 1958 году концертировал во Франции и Бельгии. Ряд программ был подготовлен им с такими выдающимися музыкантами, как пианист Вальтер Гизекинг, скрипач Джордже Энеску, певица Тереса Берганса, дирижер Игорь Маркевич. Йепес мечтает о расширении исполнительских возможностей гитары, которую он начал конструировать и совершенствовать с 1964 года. По его заказу испанский мастер X. Рамирис изготовил инструмент с четырьмя дополнительными басовыми струнами. Создавая десятиструнную гитару, Йепес шел от структуры лютни, стремясь использовать дополнительные басы, употреблявшиеся в старинной музыке. Он делал это вопреки авторитетному высказыванию своего великого соотечественника Сеговии, считавшего, что следует играть либо на шестиструнной гитаре с перестройкой некоторых струн, либо на лютне. В 1980 году Йепес посетил Советский Союз. В Большом зале Московской консерватории он выступил в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением народного артиста СССР Евгения Светланова. Был исполнен концерт «Аранхуэс» X. Родриго. Во время пребывания в советской столице Йепес выступил также в Обществе московских гитаристов, где продемонстрировал исполнительские возможности своей десятиструнной гитары. Особенно большое впечатление произвело его исполнение с использованием дополнительных басов «ирландской песни» XIII века. На этой пластинке записано двенадцать разнообразных произведений испанских композиторов в интерпретации Нарсисо Йепеса. Они дают представление об исполнительских возможностях и яркой индивидуальности этого выдающегося гитариста. * * * Замечательный поэт и музыкант Федерико Гарсиа Лорка говорил, что Испания на Пиренейском полуострове, раскинувшаяся от горных хребтов на севере до лазурного побережья Средиземноморья, похожа на распластавшуюся шкуру быка. Эта страна состоит из пятнадцати областей, включающих в себя сорок семь провинций. В силу природных условий и особенностей исторического развития каждая из них оригинальна и неповторима, что наложило свой отпечаток на поэтическое и музыкальное народное творчество. Как отмечал Гарсиа Лорка, каждая область в Испании имеет стойкое мелодическое ядро и целую армию бродячих песен. В 1845 году русский писатель В. Боткин, познакомившийся с Испанией, писал, что андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать без фанданго. В Каталонии и говор и песни напоминают французский Прованс, а Кастилия, расположенная в центре Испании, отличается древними протяжными напевами со сложной метроритмической структурой. Сурова и строга мужественная музыка северной Басконии в Арагонии, где наиболее характерным и излюбленным танцем является хота. Когда испанцы вели героическую борьбу против вторгшихся в страну войск Наполеона, патриоты, засев в ущельях, по которым проходила армия захватчиков, открывали огонь, заслышав любимую мелодию хоты, которая служила на этот раз сигналом о продвижении врага. М. И. Глинка, посетивший Испанию в 1846 году, сразу же обратил внимание на мелодическую основу хоты. Он использовал испанские мелодии в двух своих произведениях — «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Интерес к испанской музыке проявили и воплотили в своих произведениях М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, а в дальнейшем многие советские композиторы. А. Лебединский, С. Мирзоян |
На лицевой стороне конверта: А.Переда. Натюрморт с часами Оформление художника В.Барышникова |