Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
С10 20213 009
1983, дата записи: 1983
Alder / 2013-01-05 10:03:09 / Редакция № 7: 2019-08-08 17:07:55
Изображение
СЕРГЕЙ КРАСАВИН, фагот
Сторона 1
А. ВИВАЛЬДИ (1678—1741)
Концерт для фагота с оркестром до мажор, RV 474
1. Allegro — 3.11
2. Largo — 3.47
3. Allegro — 2.24
Концерт для фагота с оркестром ре минор, RV 481
1. Allegro —3.52
2. Larghetto — 4.12
3. Allegro molto— 2.40

Сторона 2
В. А. МОЦАРТ (1756—1791)
Концерт № 2 для фагота с оркестром си-бемоль мажор
1. Allegro moderate — 7.21
2. Romance. Andante — 4.53
3. Rondo. Allegro moderate — 3.45
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер Юрий Темирканов
Анатолий Дукор, клавесин (1, 2)

Звукорежиссер М. Кожухова. Редактор И. Слепнев. Художник В. Барышников. Фото В. Завьялова
Записи Всесоюзного радио (1, 2) и ВСГ (3), 1983 г.

Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д. Ф. Еремина (1963 г.) и аспирантуру (1967 г.). В 1960 — 1968 годах он солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин — лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкурсов в Праге (1959 г.) и Мюнхене (1966 г.). С 1979 года он преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве солиста в камерных и симфонических концертах. Виртуозная техника, полная эмоциональности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля — вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.
Многообещающим выглядит сотрудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народным артистом СССР Юрием Темиркановым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.
Alder / 2013-01-05 10:03:09 / Редакция № 5: 2024-12-26 20:37:44
Изображение
fazekash / 2017-09-27 15:36:45
Изображение
melodist / 2024-12-26 20:22:05
Изображение
Антонио Вивальди — крупнейшийй представитель итальянской музыки периода высокого барокко, замечательный композитор, скрипач, дирижер и педагог. Он родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года. Первым учителем музыки Антонио стал его отец Джованни Баттиста Вивальди, скрипач капеллы собора святого Марка, впоследствии он, по-видимому, обучался композиции у Джованни Легренци. В 1703 году Вивальди становится преподавателем игры на скрипке, позднее дирижером и директором одной из лучших венецианских женских консерваторий «Ospedalle della Pieta», где прослужил с небольшими перерывами почти всю жизнь. Активная творческая деятельность Вивальди прославила его имя по всей Европе.
С пятнадцати лет Вивальди носил духовный сан, однако, по воспоминаниям современников (в том числе Карло Гольдони), в характере «рыжего священника» («il prete rosso»), как его называли в Италии, было немало чисто светских черт. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где и умер в бедности 28 июля 1741 года.
После смерти Вивальди творчество его было надолго предано забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джентили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений композитора, наступил подлинный ренессанс его музыки, в наши дни пользующейся широчайшей популярностью.
Кипучая и деятельная натура Вивальди отразилась в его произведениях, отличающихся богатейшим кругом настроений, свежестью и яркостью. Колоссальное наследие Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры: оперы, кантаты и арии, духовные сочинения, симфонии и сонаты. Но ведущим жанром явился для него инструментальный концерт. Число концертов композитора приближается к 500! Большая часть из них написаны для скрипки, но Вивальди создавал концерты для самых различных инструментов: виоль д'амура, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторн, труб, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti (струнный оркестр и клавесин), он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Принцип концертирования — состязания между solo и tutti—доведен у него до высшего совершенства. Красота и выразительность тематизма, красочность и рельефность образов предвосхищают творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего программных концертов — таких, как знаменитый цикл «Четыре времени года»), Вивальди прочно установил трехчастное строение концерта (быстро — медленно — быстро), рондообразную структуру быстрых частей, где основная тема (ритурнель) проходит несколько раз в различных тональностях у оркестрового tutti, чередуясь с развивающимися эпизодами, порученными солистам. И. С. Бах, постигший на примере произведений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальдиевских концертов для клавира и органа.
В настоящее время известно 39 концертов Вивальди для фагота (в том числе два, сохранившиеся частично). Два из них представлены на этой пластинке.
Первая часть, Allegro, Концерта до мажор, RV 474 отличается жизнерадостным приподнятым характером. Оркестровый ритурнель с его энергичными каноническими имитациями скрипок чередуется с развитыми сольными эпизодами. Во второй части. Largo, сохраняющей основную тональность, торжественное аккордовое вступление tutti предваряет сольный лирический монолог солиста. Финальное Allegro близко по облику первой части, но в стремительной энергичной мелодии ритурнеля явственно ощутим танцевальный оттенок.
Концерт ре минор, RV 481 проникнут драматическими настроениями. В «токкатном» моторном ритурнеле начального Allegro (оно существует и в виолончельной версии, открывая Концерт, RV 406) принимает участие и фагот, вступающий в оживленные переклички с tutti. Суровые и грозные унисоны оркестра вводят в соль-минорное Larghetto, сменяясь протяженным элегическим сольным ариозо. Бурная патетика заключительного Allegro molto воскрешает образы первой части, преломляя их в новом интонационно-ритмическом воплощении.
♦ ♦ ♦
В 1775 году Вольфганг Амадей Моцарт во время пребывания в Мюнхене познакомился с фаготистом-любителем бароном Тадеусом фон Дюрницем. После смерти Дюрница в 1803 году принадлежащее ему собрание музыкальных произведений было приобретено депутатом ландтага Цаблем. Отто Ян, один из крупнейших немецких исследователей творчества Моцарта в прошлом веке, информировал составителя каталога моцартовских произведений Людвига фон Кёхеля. что в списке этого собрания значатся, помимо известной Сонаты для фагота и виолончели си-бемоль мажор, KV 292, также написанные для Дюрница три концерта для фагота с оркестром—два в си-бемоль мажоре и один в до мажоре, очевидно, возникшие в Мюнхене в 1775 году (свой известный Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор, KV 191 Моцарт создал в июне 1774 года в Зальцбурге). Дальнейшая судьба собрания Дюрница неизвестна. Не так давно берлинский антиквар Лео Липпман выставил на продажу сборник оркестровых партий, написанных рукой профессионального переписчика моцартовских времен, озаглавленный как Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор В. А. Моцарта. Внимательно изучив партии, исследователи пришли к выводу, что, судя по стилистике, Концерт мог быть написан Моцартом и, очевидно, является одним из трех утерянных концертов, созданных им для Дюрница. Концерт был опубликован с каденцией к первой части, написанной солистом оркестра Берлинской государственной оперы Отто Глассом, как произведение, которое можно исполнять на фаготе или виолончели. Состав оркестра превышает другие моцартовские концерты, исключая некоторые фортепианные, — к струнным, двум гобоям и двум валторнам добавлены две трубы и литавры.
Первая часть. Allegro moderate, написанная в типичной для венских классиков сонатной форме с двумя экспозициями — оркестровой и сольной, выдержана в праздничных тонах. Группа побочных тем не контрастирует с главной, а как бы дополняет ее. Радостная энергия tutti чередуется с лирическими эпизодами и быстрыми пассажами солиста.
Вторая часть, ми-бемоль мажорный Romance. Andante, написана в форме рондо. Светские лирические мелодии солиста в рефрене и первом эпизоде оттеняет элегический напев фагота во втором, до-минорном эпизоде, вновь сменяясь безоблачным колоритом рефрена.
Точно такую же структуру и драматургию имеет и финальное Rondo. Allegro modeгаto. Исполненные безыскусного веселья и танцевальности рефрен и первый эпизод слегка контрастируют с меланхолическими красками второго эпизода в соль миноре с виртуозным развивающим построением. Задорная мелодия рефрена завершает Концерт.
♦ ♦ ♦
Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д. Ф. Еремина (1963 г.) и аспирантуру (1967 г.). В 1960—1968 годах он солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин — лауреат 1 премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкурсов в Праге (1959 г.) и Мюнхене (1966 г.). С 1979 года он преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве солиста в камерных и симфонических концертах. Виртуозная техника, полная эмоциональности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля — вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.
Многообещающим выглядит сотрудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народным артистом СССР Юрием Темиркановым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.
melodist / 2024-12-26 20:23:58 / Редакция № 1: 2024-12-26 20:36:17
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка