4 дня
О сайте3 2 | С10 20201 008 1983, дата записи: 1983 |
1-3. В. А. Моцарт: Ave, verum corpus, мотет, KV 618, Sancta Maria, Mater Dei, градуал, KV 273, К солнцу, кантата, KV 429; 4-6. Многая лета, московская, Бежит, бежит, кант на победу при Полтаве в 1709 г., Концерт для хора (авторы неизвестны); 7. Гномы (А. Рубинштейн); 8. Воды,соч. 59 № 1 (Ц. Кюи); 9. Песня (А. Егоров); 10. Аннушка (В. Волошинов); 11. На ярмарке (Б. Кравченко). На латинском яз. (1, 2). Татьяна Муратова - сопрано (3), камерный орк. Ленинградской гос. консерватории (1-3) |
С10-20201-2. Архангельская хоровая капелла Руководитель и дирижёр Владимир Максимков Посвящается 400-летию со дня основания Архангельска 01 01.Ave, verum corpus, мотет, KV 618 (В.А.Моцарт) 02.Sancta Maria, mater Dei, градуал, KV 273 (В.А.Моцарт) 03.К солнцу, кантата, KV 429 (В.А.Моцарт – р/т Вс.Рождественского) 1.Allegro moderato; 2.Aria; 3.Allegro moderato 02 04.Многая лета (московская) 05.Петровский кант (неизв. автор) 06.Концерт для хора (неизв. автор XVIII века) 07.Гномы (А.Рубинштейн – неизв. автор) 08.Воды (Ц.Кюи – Ф.Сологуб) 09.Песня (А.Егоров – А.Кольцов) 10.Аннушка (В.Волошинов – И.Уткин) 11.На ярмарке (Б.Кравченко – В.Цыбин) На латинском яз. (1, 2). Татьяна Муратова – сопрано (3) Камерный орк. Ленинградской гос. консерватории (1-3) Звукорежиссёр Г.Цес Редактор К.Иванова Художник Т.Капустина ЛСГ, запись 1983 |
Хоровая музыка — основа, фундамент нашей русской музыкальной культуры. Ее надо тщательно и серьезно изучать, а высокие образцы хорового творчества всемерно пропагандировать в нашей стране и во всем мире. Г. В. Свиридов Эта пластинка познакомит вас с творчеством Архангельской хоровой капеллы, самодеятельным коллективом, который более четверти века хранит и развивает национальную хоровую традицию. Основанный в 1958 году (Б. А. Князевым и О. Б. Ярус-киной), хор прошел славный творческий путь. Сначала он выступал с отдельными номерами в сборных концертных программах, а с 1963 года стал давать сольные концерты. Вместе с городским любительским симфоническим оркестром им .были исполнены кантата «Москва» Чай-ковскою и фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена (солисткой выступила бессменный концертмейстер капеллы С. Максимкова). В 60-е годы — время творческого утверждения ко" тива, хор воспитывался на разнообразном классиче репертуаре. В 1968 году коллектив выступил с одна) интереснейших таких программ — своеобразной пане мой западноевропейской хоровой классики от эпох;; Возрождения до XIX века. В 70—80-е годы деятельность хора развивалась особенно плодотворно. Значительно расширился репертуар, систематическим стало обращение к сочинениям формы. Так, в концертах капеллы прозвучали кантата С. Рахманинова «Весна» (1973 г.). «Патетическая оратория» Г. Свиридова (1974 г.). «Реквием» Л Керубини (1975 г.). Эти концерты явились крупными событиями музыкальной жизни города. Новой ступенью творческого совершенствованиями капеллы стало ее сотрудничество с профессиональными коллективами и солистами. В содружестве с Ярославским государственным симфоническим оркестром была исполнена оратория А. Флярковского «Бессмертие» (1977 г.). Хор принимал участие в концертном исполнения «Евгения Онегина» П. Чайковского и «Риголетто; Дж. Верди,. сцен из опер «Аида», «Князь Игорь», «Фауст». Солистами в этих концертах выступали народные артисты СССР. Б. Минжилкиев, А. Эйзен, X. Крумм. Э. Какяза. В.Морозов, народные артисты РСФСР М. Миглау, А. Масленников; заслуженные артисты РСФСР Ю. Марусин, Н. Алексеев, Н. Григорьева, Е. Максименко, кубинская певица Иоланда Эрнандес. В 1977 году капелла представляла хоровое искусство России на ВДНХ СССР, в 1981 и 1982 годах принимала участие в посвященных памяти Л. В. Собинова фестивалях оперной музыки, которые проходят в Ярославле. Волнующим событием для самодеятельных исполнителей стал сольный концерт, состоявшийся в 1978 году в знаменитом зале Ленинградской капеллы имени М. И. Глинки. Вошли в традицию выступления капеллы на заводах, в цехах предприятий, в залах Архангельского музея изобразительного искусства, в таких уникальных архитектурных памятниках русской истории и культуры, как соборы Каргополя и Соловецкого кремля. Творческие достижения капеллы неразрывно связаны с деятельностью ее руководителя и дирижера, заслуженнго работника культуры РСФСР В. А Максимкова. Горячая любовь к хоровому пению, трудолюбие, энтузиазм отличают и большинство участников хора. Посвященная 400-летию со дня основания города Архангельска эта пластинка знакомит слушателей с разносторонним творчеством хоровой капеллы. Произведения. русских и советских композиторов наглядно иллэстрируют преемственность и жизненность национальной хоровой традиции. Один из древнейших примеров — московская «Многая лета», праздничное, восторженное песнопение. Мажорные, словно сверкающие позолотой звучания этого распева символично возглашают многолетие самой хоровой культуре Руси. В Архангельске, обратясь ликом к студеной и величавой Северной Двине, стоит бронзовая фигура Петра Первого. О его эпохе напоминает в репертуаре капеллы кант, воспевающий триумфальную победу государства Российского над шведской короной в битве 1709 года под Полтавой. В последние годы программы капеллы обогатились несколькими жемчужинами русской хоровой музыки, при-надлел-сащими к жанру хорового концерта — прежде всего сочинениями Д. Бортнянского и М. Березовского. На пластинке звучит «Концерт для хора» неизвестного автора XVIII века. Это сочинение благодаря мастерскому сопоставлению групп солирующих голосов с могучим тутти, контрасту разнохарактерных эпизодов удивительно живописно. Русская классика XIX века представлена на пластинке произведениями А. Рубинштейна и Ц. Кюи—авторов многочисленных произведений для хора, сейчас, к сожалению, редко звучащих. «Гномы» А. Рубинштейна — остроумное скерцо, написанное легко и виртуозно, прозрачными и веселыми красками. Хор Ц. Кюи «Воды» примечателен элегичной и грациозной мелодией, как бы струящейся, подобно ручью, из высокого регистра сопрано через весь хоровой массив. Из обширного советского репертуара капеллы для записи выбраны сочинения композиторов-ленинградцев, с которыми коллектив связывают давние и прочные творческие контакты. Представленные авторы — А. Егоров (1887—1959), В. Волошинов (1905—1960) и Б. Кравченко (1929 — 1979) — принадлежат к разным поколениям, и это ощутимо в их музыкальном языке. «Песня» А. Егорова на стихи А. Кольцова льется словно бы из самой души, печально и возвышенно. В хоровой баллале В. Во-лошинова «Аннушка» (стихи И. Уткина) выразительный диалог тревожно-вопрошающих женских и сурово-скорбных мужских голосов, лаконизм и образность поэтического текста создают поразительно правдивую картину народного горя. Своеобразно перекликаясь с мажорным зачином «Многая лета» завершает этот раздел пластинки хор Б. Кравченко «Ярмарка» (стихи В. Цыбина). Это яркая, колоритная картинка, звонкая и праздничная. За годы своего существования капелла неоднократно обращалась к сочинениям В. А. Моцарта. На пластинке записаны три произведения великого австрийского композитора. Удивительная гармония светлого разума и теплого лирическсо чувства, спокойствие и тихая радость напоминают мотет „Ave, verum corpus". В основе ..Sancta Maria, mater Dei" — канонизированный латинский текст. Сдержанное ликование этого песнопения, легкий, подвижный темп музыки, ее светлые краски вызывают в памяти другой гимн юной женственности и материнству — образы рафаэлевых мадонн. В кантате Моцарта «К солнцу» средняя часть — ария сопрано (исполняет Т. Муратова — солистка Ленинградской академической капеллы) обрамляется хоровыми разделами, наполненным лучезарным радостным настроением, восторгом перед вечным светилом — дарителем жизни. Архангельская хоровая капелла достойно представляет культуру древнего центра русского Севера и продолжает славные традиции хорового исполнительского мастерства. Е. Сергиевская |