6 дней
О сайте3 1 | С10—18785-6 1982, дата записи: 1982 |
Сторона 1 Б. БАРТОК (1881—1945) Сюита, соч. 14 1. Allegretto — 1.55 2. Scherzo — 1.27 3. Allegro molto. 4. Sostenuto — 4.42 Две элегии, соч. 8 1. Grave — 5.54 2. Molto adagio, sempre rubato — 6.30 Сторона 2 Ф. ЛИСТ (1811—1886) Фонтаны виллы д'Эсте, из цикла «Годы странствий». Том III — 7.20 Концертный этюд фа минор «La Leggierezza» (№ 2 из «Трех концертных этюдов») — 5.05 Этюд фа минор, (из «Этюдов высшего исполнительского мастерства») — 4.19 Венгерская рапсодия № 6 ре-бемоль мажор — 6.59 Звукорежиссер В. Бичюнас Редактор Р. Яутакас Художник Э. Ложите Фото А. Палиониса Запись 1982 г. Имя пианистки Музы Рубацките хорошо знакомо музыкальной общественности Литвы, а в последнее время — и далеко за пределами республики. Артистка родилась в семье музыкантов, играть начала с четырех лет, семи лет впервые выступила с оркестром, исполнив концерт Гайдна, позже сама пробовала сочинять. Еще будучи ученицей Вильнюсской школы искусств имени М. К. Чюрлёниса (класс И. Гомолицкайте), Муза стала лауреатом республиканского конкурса молодых исполнителей, а будучи студенткой Государственной консерватории Литовской ССР (класс профессора Ю. Карнавичюса), одержала еще несколько побед: заняла I место на межреспубликанском конкурсе в Таллине (1976) и III место на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде (1977). Годом раньше она перевелась в Московскую консерваторию, которую окончила по классу профессора Я. Флиера, там же проходила и аспирантуру-стажировку в классе профессора М. Воскресенского. С 1978 года пианистка преподает в Вильнюсской консерватории, постоянно обновляет свой концертный репертуар. В общей сложности ею подготовлено более десяти сольных программ, двенадцать концертов для фортепиано с оркестром. Среди исполняемых авторов — крупные произведения Бартока, Баха, Берга, Бетховена, Брамса, Листа, Моцарта, Прокофьева, Скрябина, Шопена, Шуберта, Шумана. Наряду с концертами М. Рубацките еще дважды пробовала свои силы в крупных международных соревнованиях музыкантов. Ее участие в VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1978) было отмечено почетной грамотой, а на Международном конкурсе пианистов имени Листа-Бартока в Будапеште Муза опередила сорок пианистов из двадцати стран. Председатель жюри профессор П. Кадоша отметил, что победительница продемонстрировала «замечательную подготовленность к конкурсу, отличную школу, виртуозность исполнения». Эти слова можно повторить, прослушав настоящую пластинку, на которой записана часть программы, исполненной М. Рубацките в Будапеште. Пьеса Ференца Листа «Фонтаны виллы д'Эсте» (ок. 1877) входит в третий том цикла «Годы странствий», тонкостью колорита и гармоний она предвосхищает музыку французских импрессионистов. Концертный этюд фа минор «La Leggerezza» из цикла «Три концертных этюда» (1848) — одно из тех произведений Листа, которые по образам и средствам выразительности близки музыке Шопена. Другой фа-минорный этюд принадлежит к знаменитому циклу «Этюды высшего исполнительского мастерства» (1851); из-за взволнованности и драматизма музыки Ф. Бузони сравнивал его с «Аппассионатой» Бетховена. Наконец, Венгерская рапсодия № 6 (издана в 1853 г.) представляет собой виртуозную обработку четырех популярных в свое время венгерских мелодий и соответственно делится на четыре контрастных эпизода. Музыкальный язык Белы Бартока сложнее. Две элегии (1908—1909) относятся к стилю музыкального романтизма и написаны в период глубоких переживаний, вызванных юношеской любовью композитора. Наоборот, Сюита, соч. 14— образец зрелого стиля Бартока. Структура Сюиты несколько необычна: за тремя танцевальными, все убыстряющимися частями следует медленный, приглушенный и как бы таинственный финал. Танцевальные мотивы первой части навеяны румынским фольклором (Барток его очень хорошо знал и любил). Своеобразие лада и ритмики придают некоторую фантастичность второй части Сюиты — причудливого скерцо. В третьей части, написанной под влиянием арабской народной музыки, достигается кульминация, слышны отзвуки знаменитого «Allegro barbaro». Резко контрастный, созерцательный финал Сюиты выделяется своеобразным гармоническим колоритом. А. Таурагис 1983 495 2000 |