5 дней
О сайте3 1 | С10—18305-6 1982, дата записи: 1982 г. |
Стороне 1 Ж. Б. ЛОЙЕ (1680—1730) Соната для флейты и клавесина ми минор, соч. 3 № 7 — 9.16 1. Largo; 2. Росо allegro; 3. Grave; 4. Allegro; 5. Allegro ma non troppo Ж. БОДЕН ДЕ БУАМОРТЬЕ (1689—1755) Соната для флейты и клавесина ми минор, соч. 9 № 1 — 11.03 1. Gracieusement; 2. Allemande. Gayment; 3. Sarabande; 4. Legerement Сторона 2 М. БЛАВЕ (1700—1768) Соната для флейты и клавесина «L'Henriette», соч. 2 — 12.20 1. Adagio; 2. Allegro; 3. Aria I. Aria II; 4. Presto Соната для флейты, клавесина и виолончели «La Vibray», соч. 2 — 10.37 1. Andante; 2. Allemanda; 3. Gavotte; 4. Sarabanda; 5. Allegro Юлюс Андреевас, клавесин Юргис Банявичюс, виолончель (4) Звукорежиссер Р. Кондротас Редактор Р. Жальнерюте Художник М. Богуш Фото Р. Пакниса Запись 1982 г. Настоящая пластинка знакомит слушателей как с исполнительским мастерством талантливого литовского флейтиста Альгирдаса Визгирды, так и с произведениями композиторов Франции и Бельгии эпохи барокко. Произведения эти типичны для своего времени: во Франции именно тогда поперечная флейта — наряду с клавесином — вошла в моду, для нее было написано множество виртуозных концертов, сонат и пьес. Бельгиец Жан Багмет Лойе — клавесинист, флейтист и гобоист — связал свою творческую судьбу с Англией, поэтому был известен и как Джон Лейв. Сведения о его жизни до приезда в Лондон (в 1705 г.) скудны; возможно, он провел несколько лет во Франции. В Лондоне Лойе играл в оркестре, давал уроки, устраивал домашние концерты. Записанная на пластинку соната ми минор (соч. 3 № 7) издана за год до смерти композитора. Она исполняется в редакции Пьера Пульто. Жозеф Боден де Буамортье с 1724 года жил в Париже, где было издано более ста его произведений. Мотеты, светские кантаты, несколько опер и балетов Буамортье успешно соперничали с музыкой Рамо, Клерамбо и других современников композитора. Однако наибольшие заслуги принадлежат ему в развитии инструментальных жанров. Здесь выделяются сольные и ансамблевые произведения для флейты. Соната ми минор (соч. 9 № 1) была опубликована в 1725 году. Исполняется в редакции Дж. А. Паркинсона. Мишель Блаве — один из наиболее выдающихся флейтистов своего времени, солист, педагог, композитор. Около тридцати лет он состоял членом королевского ансамбля «Musique du Roi», играл и в оркестре Парижской оперы. Почти все его произведения — если не считать нескольких комических опер, в которых он следует модным итальянским образцам, — написаны для флейты. Шесть сонат соч. 2 изданы в Париже в 1731году. Они носят программные названия, но это скорее дань моде, ибо конкретных программных ассоциаций музыка не вызывает. По форме эти сонаты (несмотря на интонационное родство отдельных частей) скорее являются сюитами, так как каждая часть воспринимается как законченный и самостоятельный фрагмент, нередко танцевальный. Например, Allegro из первой сонаты — не что иное, как гавот, а финал второй сонаты —жига, т. е. танцы, встречающиеся в сюитах. Обе сонаты исполняются в редакции В. Колнедера и с его расшифровкой цифрованного баса. Альгирдас Визгирда (р. 1944) — один из ведущих литовских исполнителей на духовых инструментах. В 1968 году он окончил Государственную консерваторию Литовской ССР по классу флейты А. Армонаса, совершенствовался в Московской и Парижской консерваториях, где его педагогами были известные профессора Ю. Ягудин, Кр. Ларде и А. Марион. Разносторонняя концертная деятельность артисте началась со студенческих лет. В 1968 и 1971 годах он стал лауреатом республиканского и всесоюзного фестивалей джазовой музыки, постоянно выступал как с сольными концертами, так и в ансамбле со струнным квартетом им. Чюрлёниса, в сопровождении Литовского камерного оркестра. А. Визгирда является участником и художественным руководителем ансамбля «Musica humane», играет в духовом квинтете Государственной филармонии Литовской ССР. С вышеназванными коллективами и с пианистом, клавесинистом и композитором Ю. Андреевасом А. Визгирда выступал в республиках Советского Союза, в Чехословакии, Венгрии, Польше, ГДР, Франции, Югославии. Музыкальные критики разных стран отмечали виртуозное владение инструментом, эмоциональность игры, тонкий художественный вкус флейтиста. В его обширном репертуаре — произведения трех столетий, от И. С. Баха и А. Вивальди до Э. Вареза, А. Дютийе и Л. Берио. Наряду с концертной деятельностью А. Визгирда ведет педагогическую работу в Государственной консерватории Литовской ССР. А. Таурагис 1983 245 2000 |