4 дня
О сайте3 1 | С10-17203-4 1982, дата записи: 1981 |
С. РАХМАНИНОВ (1873—1943) Сторона 1 О нет, молю, не уходи, соч. 4 № 1 (Д. Мережковский) — 1.55 Утро, соч. 4 № 2 (М. Янов) — 2.05 Давно ль, мой друг, соч. 4 № 6 (А. Голенищев-Кутузов) — 2.02 Речная лилея, соч. 8 № 1 (А. Плещеев) — 1.38 Полюбила я на печаль свою, соч. 8 № 4 (А. Плещеев, из Т. Шевченко) -2.10 Островок, соч. 14 № 2 (К. Бальмонт, из Шелли)—2.11 Эти летние ночи, соч. 14 № 5 (Д. Ратгауз) — 2.05 О, не грусти, соч. 14 № 8 (А. Апухтин) — 3.18 Сторона 2 Они отвечали, соч. 21 № 4 (В. Гюго, перевод Л. Мея)—2.00 Мелодия, соч. 21 № 9 (С. Надсон) — 3.28 Как мне больно, соч. 21 № 12 (Г. Галина) — 1.46 У моего окна, соч. 26 №10 (Г. Галина) — 2.10 Ночь печальна, соч. 26 № 12 (И. Бунин) — 2.20 Ветер перелетный, соч. 34 № 4 (К. Бальмонт) — 3.06 Ивари Илья, фортепиано Звукорежиссеры: И. Веприцев, Е. Бунеева. Редактор И. Орлова Художник Г. Старостина. Фото А. Невежина МОЗГ Зак. 202. Тир. 3000 |
«Ее голос обладает специфически русским тембром, русской окраской. Он яркий, тембрально-богатый, с тем ясным солнечным блеском, который несет бесконечную радость слушателю» (американская газета «Голливуд ситнзен ныос», 1960 г.). «Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Ровность звучания его во всех регистрах от нижней ноты до крайней верхней поразительна. Идеальность вокальной позиции придает этому изумительному голосу металлическую звонкость и богатство обертонов, которые помогают даже фразам, спетым пианиссимо, полетно нестись над бушующим оркестром» (финская газета «Кансан уутисет», 1967 г.). «Пение Архиповой оставило необыкновенное впечатление. Во-первых, голос ее необычайно широк по диапазону. Он может вторгаться в сферу драматического сопрано, может переходить и в зону контральто. Во-вторых, у голоса ее удивительный пленителыю-ласкающий тембр со множеством нюансов-оттенков, которые в совокупности легко позволяют выражать певице самые различные движения души» (аргентинская газета «Крониста комерсиаль», 1974 г.). Цитат подобного рода в обширном пресс-досье народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии Ирины Константиновны Архиповой очень много. Данные три выбраны потому, что отмечают нечто чрезвычайно характерное, индивидуальное в ее творческом облике. В первой фиксируется «специфически русский тембр», «русская окраска» голоса певицы. Это принципиально важно, поскольку Архипова — убежденный, страстный приверженец русского bel canto, которое, широко используя достижения прославленной итальянском вокальной школы, дает их русское национальное преломление. Архипова в совершенстве владеет этим стилем и является одним из крупнейших мастеров отечественного вокального искусства. Вторая и третья цитаты обращают внимание профессионально-точной оценкой вокального мастерства Архиповой. Мастерства отточенно-виртуозного и, разумеется, достигнутого и непрерывно обогащаемого систематическим, напряженным трудом. В одном из выступлении по телевидению Ирина Константиновна сказала, что артист на сцене и на концертной эстраде обязан быть каждый раз «лучше самого себя». И она действительно настойчиво стремится к этому. Весь ее творческий путь можно уподобить некоей параболе, круто взмывающей вверх все к новым и новым вершинам мастерства. Качества, которыми обладает певица, можно назвать уникальными. Свой голос — высокое меццо-сопрано — Ирина Константиновна отшлифовала до такой степени, что критики, как видим, проводят аналогию даже с драматическим сопрано. Вокал Архиповой отличается буквально инструментальной ровностью звука во всем диапазоне, теплотой, эмоциональной насыщенностью. Если воспользоваться определением из сферы изобразительных искусств, то ее пение — это яркая сочная «живопись маслом». Виртуозное мастерство и редкое трудолюбие закономерно определяют широту репертуара Архиповой. Он практически безграничен и включает в себя почти все художественно яркое и значительное из меццо-сопрановой литературы. Музыка европейского Возрождения, Бах и Гендель, Глинка и Чайковский, Верди и Пуччини, Мусоргский и Танеев, Прокофьев и Свиридов; десятки, сотни композиторов самых различных творческих школ; самые различные жанры от оперы до романса, от мотета до народной песни. Объемный, масштабный, «полифонически-многослойный» репертуар! Творческая любознательность Архиповой, ее стремление «познать все» поразительны. Она ищет и находит новые и новые репертуарные жемчужины вокальной музыки и в то же время постоянно обращается к бесценным сокровищам вокальной классики. Многие ее концертные программы носят монотематический характер и содержат прекрасные, безупречные по стилю, художественному вкусу образцы интерпретации. Такова данная программа, посвященная вокальной лирике С. В. Рахманинова. Ин. Попов К романсам Рахманинова Ирина Архипова обратилась еще в самом начале своей артистической карьеры. И с тех пор часто исполняет их в своих концертах на родине и за рубежом, получив широкое признание как выдающийся интерпретатор этих шедевров русской вокальной классики. «Два отделения, из которых одно составили сочинения Генделя, Листа, Вольфа и Брамса, а другое — романсы Рахманинова, показали творческую зрелость, мастерство и тонкий художественный вкус певицы, ее высокий артистизм. Отличная вокальная школа позволяет Архиповой свободно распоряжаться своим голосом и сосредоточить все внимание на создании художественного образа» (журнал «Советская музыка»). «Ирина Архипова как-то в беседе заметила: «Каждый романс — это маленький кусочек жизни». Собранные в программе концерта, причем собранные очень продуманно, со своим внутренним сюжетом и динамикой развития, эти страницы творчества, объединенные мыслью и чувством большого мастера, воссоздали перед слушателями сложный и многогранный духовный облик героя рахманиновской лирики... Интерпретация Архиповой по-настоящему индивидуальна и самобытна. Все подчинено одной задаче: максимально полно выявить и донести до слушателя присущие творчеству Рахманинова эмоциональную глубину, философскую насыщенность. Удивительное мастерство, богатство тембровых красок, естественность и убедительность всех типовых и звуковых изменении, строгая продуманность и в то же время активное артистическое самовыражение сделали рахманиновский вечер Ирины Архиповой одним из заметных событий прошедшего сезона» (В. Пасхалов. Журнал «Музыкальная жизнь», 1973 г. № 13). В 1973 году Ирине Архиповой был присужден во Франции Grand Prix «Золотой Орфей» за грамзапись камерной программы. в которую вошли романсы Рахманинова. «Ей присущи верность и глубина драматического исполнения, точное следование мысли автора и. наконец, красота голоса»,— отмечали рецензенты. Очень велико в вокальной лирике Рахманинова значение фортепианной партии. Роль ее настолько расширена, что, по существу, можно говорить о переосмыслении композитором самого жанра романса. Многие его романсы — эго вокально-инструментальные дуэты, в которых голос и фортепиано выполняют самостоятельную, в одинаковой степени важную функцию. В данной программе партнером Ирины Архиповой выступает эстонский пианист Ивари Илья. Он — воспитанник Таллинской консерватории (класс профессора Л. Метса), с 1981 года продолжает образование в Московской консерватории у профессора В. В. Горностаевой. В 1979 году И. Илья участвовал как концертмейстер во Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. Глинки. После конкурса он был приглашен Ириной Архиповой для совместной работы. Ирина Константиновна Архипова говорит: «В романсах Рахманинова мне хотелось доверить партию фортепиано молодому способному пианисту, не обремененному исполнительскими штампами, но свободно владеющему фортепианной техникой и обладающему ансамблевой чуткостью, даром партнерства. С Ивари Илья я спела несколько сольных программ, в том числе в Ленинграде и Таллине. Он наделен и еще одним ценным качеством — способностью верно ощущать индивидуальность того или иного композитора». |