2 дня
О сайте3 | С10—15557-8 1981, дата записи: 1978 |
Сторона 1 — 26.48 В. А. МОЦАРТ (1756—1791) Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622 1. Allegro 2. Adagio 3. Rondo. Allegro Сторона 2 — 18.40 Я. СТАМИЦ (1717—1757) Концерт для кларнета с оркестром си бемоль мажор 1. Allegro 2. Adagio 3. Presto АЛЬГИРДАС БУДРИС, кларнет Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис Записано в Картинной галерее г. Вильнюса Звукорежиссер В. Бичюнас Редактор Р. Яутакас Художник О. Шимайтите © «МЕЛОДИЯ», 1981 ВИЛЬНЮССКАЯ СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ. ЗАПИСЬ 1978 Г. 1981 2285 3000 Среди деревянных духовых инструментов симфонического оркестра кларнет самый молодой, хотя и он уже насчитывает около трехсот лет. Правда, понадобилось немало времени и изобретательности мастеров, пока он из свирели превратился в инструмент чрезвычайно больших выразительных возможностей, заслужил доверие композиторов. Обычно считалось, что в состав симфонического оркестра кларнет введен именно Я. Стамицем, симфония которого «с кларнетом и контрабасами» прозвучала в 1755 году в Париже и который является автором концерта, записанного на этой пластинке. Теперь, однако, известны и более ранние случаи применения этого инструмента, правда, еще не столь совершенного. Слово «кларнет» значится в сборнике нот, изданном в 1716 году в Амстердаме, в «Музыкальном словаре» И. Вальтера (1732); кларнеты применены в нескольких concerti grossi А. Вивальди (1740), в одной из опер Ж. Ф. Рамо (1749) и в ряде других произведений эпохи барокко, а автором предположительно самых первых (четырех) концертов для кларнета с оркестром является немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер ( 1696 — 1765); его концерты написаны примерно в 1743 — 1747 годах. Тот факт, что другие авторы несколько опередили Я. Стамица, ничуть не умаляет исторических заслуг последнего. Именно Стамиц был одним из основателей «мангеймской школы» симфонистов, творчество и исполнительская деятельность которых решительно повлияли на формирование классического оркестра, подготовили почву для венских классиков. В великолепном оркестре мангеймцев, который Ч. Берни, английский историк музыки, назвал «армией из генералов», кларнет утвердился окончательно, здесь его с наслаждением слушал Моцарт, создавший в конце жизни два замечательных произведения — Квинтет с кларнетом и Концерт. Оба они написаны для выдающегося кларнетиста того времени А. Штадлера (1753—1812). Концерт, законченный в октябре 1791 года, незадолго до смерти, явился последним произведением данного жанра у Моцарта. Мастерски используя выразительные возможности кларнета, композитор создал произведение, отмеченное, по словам А. Эйнштейна, «величайшей простотой и действенностью», «высшей красотой». Добавим, что и Концерт Стамица, будучи скромнее по масштабам (к струнным, например, здесь добавлены лишь две валторны), отличается свежестью музыки, народно-жанровым колоритом, требует не меньшей виртуозности. Альгирдас Будрис (род. 1939) — известный литовский кларнетист, один из лучших в республике исполнителей на духовых инструментах. Он окончил Вильнюсскую государственную консерваторию, аспирантуру при Ленинградской консерватории, 1970 — 1971 годах совершенствовался в Париже у профессора Ж. Лансло, затем несколько лет работал в Каире. В настоящее время А. Будрис преподает в Вильнюсской консерватории (одновременно заведует кафедрой духовых инструментов), как солист и ансамблист часто выступает в нашей стране и за рубежом. А. Таурагис |
V. A. Mocartas. Koncertas Klarnetui Ir Orkestrui, A-dur, K 622 26:48 A.1 1. Allegro A.2 2. Adagio A.3 3. Rondo A.4 4. Allegro J. Stamicas. Koncertas Klarnetui Ir Orkestrui, B-dur, Nr. 38 18:40 B.1 1. Allegro B.2 2. Adagio B.3 3. Presto Artwork – O. Šimaitytė Clarinet – Algirdas Budrys Composed By – J. Stamicas (tracks: B.1 to B.3), V. A. Mocartas (tracks: A.1 to A.4) Conductor – Saulius Sondeckis Engineer – V. Bičiūnas Liner Notes – A. Tauragis Orchestra – Lithuanian Chamber Orchestra Supervised By [Editor] – R. Jautakas |