6 дней
О сайте25 3 | С 0397-8 1962 |
А. ДВОРЖАК (1841-1904) 9-я (5-я) СИМФОНИЯ ми минор, соч. 95 "Из Нового Света" Сторона 1: 1. Adagio. Allegro Molto 2. Largo Сторона 2: 3. Scherzo. Molto Vivace 4. Allegro Con Fuoco Государственный академический симфонический оркестр, дирижер Н. Аносов Художественное наследие Дворжака велико и многообразно. Он — автор ряда опер, среди которых наиболее популярны «Русалка» и «Черт и Кача» (обе идут на сценах советских театров), симфонические произведения, множество вокальных и инструментальных пьес. Мировое признание А. Дворжаку принесли его «Славянские танцы» и «Славянская рапсодия» для симфонического оркестра, в которых правдиво и ярко запечатлены живые картины народного быта, лирика и юмор. В 1890 году по инициативе П. И. Чайковского, высоко ценившего талант чешского композитора, А. Дворжак предпринял концертную поездку в Россию. С тех пор музыка Дворжака пользуется неизменной любовью в нашей стране. С сентября 1892 года по май 1895 года Дворжак жил в США и стоял во главе Нью-Йоркской консерватории. Изучение музыкального фольклора, особенно музыки негров, нашло отражение в его Пятой симфонии, известной под названием «Из Нового света» и проникнутой горячими симпатиями к негритянскому народу. Дворжак писал: «Я стремился воспроизвести в моей симфонии характер негритянских и индийских мелодий. Я не использовал ни одной из этих мелодий. Я просто писал характерные мелодии, введя в них черты индейской музыки, и, используя эти мелодии в качестве своих тем, я развивал их, применяя все достижения современного ритма, гармонии, контрапункта и оркестрового колорита». Пятая симфония (ми минор) написана для обычного (парного) состава оркестра и состоит из четырех частей. Первая часть. Появление главной темы — Al’eqro molto — предваряется кратким вступлением — Adagio — мрачного, скорбного характера. Затем валторны начинают мужественную и энергичную тему, ритмический рисунок которой близок негритянским песням. На призыв валторн отвечают кларнеты и фаготы. Музыка окрашивается в мягкие тона, родственные мелодиям славянских танцев. После нескольких проведений главной темы, звучащей у разных групп инструментов, слышится спокойная и ласковая мелодия (флейты и гобои), за ней возникает другая, первоначально интонируемая флейтой. Музыка приобретает все более напряженный драматический характер. Вновь вступает в свои права призывная тема. Исполненное внутренней динамики, повествование завершается яркой и мощной кодой. Вторая часть — Largo — первоначально называлась «Легендой». Это один из прекраснейших образцов симфонической лирики Дворжака. Центральный образ второй части — нежная, задушевная песня в духе негритянских «спиритуэлс», порученная в начале английскому рожку, а затем скрипкам и виолончелям. Третья часть. Скерцо — Molto vivace — искрящаяся весельем, полная радости и огня музыка, развивающаяся в движении народной пляски. В дальнейшем, в непринужденное веселье врывается звучащий в басах призывный клич, знакомый нам по первой части. Эти зовы как бы подготовляют героико-эпические образы завершающей, четвертой части симфонии. Четвертая часть — Allegro con fuoco. Небольшое вступление приводит к изложению мощной и величественной темы маршевого характера, звучащей у валторн и труб на фоне энергичных и сильных аккордов оркестра. На смену ей приходит лирический эпизод: нежная песенная мелодия, которую поет кларнет в сопровождении тремолирующих аккордов у струнных. После разработки вновь возвращается могучая маршевая тема финала. Симфония завершается мажорным жизнеутверждающим звучанием всего оркестра. Г. Шнеерсон |
Всесоюзная студия грамзаписи Лицевая сторона обложки |
Всесоюзная студия грамзаписи. Экспортный вариант Обратная сторона обложки |
Всесоюзная студия грамзаписи Лицевая сторона обложки |
Симфония № 9 (5) ми минор, соч. 95 "Из Нового Света" Сторона 1: 1. Adagio. Allegro Molto 2. Largo Сторона 2: 3. Scherzo. Molto Vivace 4. Allegro Con Fuoco Всесоюзная студия грамзаписи. Обратная сторона обложки |
Международная книга Симфония из нового света |