5 дней
О сайте93 10 | СМ 03291-2 1972 |
Выпускалась в комплекте см С10-14749-54 |
СМ-03291-2. А. Вивальди. Четыре времени года Концерты для скрипки с оркестром 01 Концерт №1: ми мажор, соч. 8 № 1, RV 269 "Весна" 01.1.Allegro 02.2.Largo 03.3.Allegro Концерт №2: соль минор, соч. 8 № 2, RV 315 "Лето" 04.1.Allegro non molto. Allegro 05.2.Adagio. Presto 06.3.Presto 02 Концерт №3: фа мажор, соч. 8 № 3, RV 293 "Осень" 07.1.Allegro 08.2.Adagio molto 09.3.Allegro Концерт №4: фа минор, соч. 8 № 4, RV 297 "Зима" 10.1.Allegro non molto 11.2.Largo 12.3.Allegro Михаил Вайман, скрипка Камерный оркестр Ленингр. гос. филармонии, худ. рук. Лев Шиндер Звукорежиссёр Ф.Гурджи Художник Н.Литвинова ЛСГ. Запись 1972 CD MEL CD 10 01411 |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 2 сторона жирный шрифт |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-80 |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 1 сторона прямой шрифт |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 2 сторона прямой шрифт |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 1 сторона |
Ленинградский завод, ГОСТ 80 сторона 1 |
ЛЗГ, 26.04.85 Большинство произведений Антонио Вивальди, изданных и при жизни композитора, заключено в тринадцати опусах, девять из которых — концерты. Двенадцать концертов для скрипки с оркестром, соч. 8 «II Cimento dell' Armenia с dell' Inverzione» гт гармонии и изобретения») были опубликованы в 1725 году в Амстердаме с посвящением графу Венцеславу Морцину. Именно в этом опусе содержатся ярчайшие образцы программного инструментализма Вивальди — семь концертов имеют программные названия. Открывающие сборник четыре концерта «Весна», «Лето», ♦ Осень», «Зима» обычно исполняются и издаются вместе как цикл «Четыре времени года». Не ограничиваясь заголовками, !ивальди предпосылает концертам четыре сонета (возможно, собственного сочинения). ВЕСНА Приход весны встречая звонким пеньем, Летают птички в голубых просторах, И слышен плеск ручья и листьев шорох, Колеблемых эфира дуновеньем. Но вот грохочет гром, и молний стрелы Шлют небеса, внезапной мглой одеты, И это все — весенних дней приметы! Утихла буря, небо просветлело. И вновь кружит над нами птичек стая, Веселым пеньем воздух оглашая. Среди цветов с овчаркой — верным другом — Лег рядом пастушок; им сладко спится Под шелест трав, под шум листвы влюбленной. Полынки звук разносится над лугом, Где хоровод веселых нимф кружится, Весны волшебным светом озаренный. ЛЕТО Лениво бродит стадо, вянут травы От тяжкого, удушливого зноя Страдает и томится все живое. Поет кукушка в тишине дубравы, Воркует горлинка в саду, и нежно Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный Взвился Борей, пронесся вихрем в небе — И плачет пастушок, кляня свой жребий. Боится он, заслышав гром далекий. От молнии в испуге замирает. Свирепых мошек рой его терзает... Но вот гроза, бурлящие потоки С крутых высот в долины низвергая, Ревет, бушует на несжатых нивах, И град жестокий бьет, у горделивых Цветов и злаков головы срывая. ОСЕНЬ Бодрящий воздух, ясная погода, Сады и рощи в убранстве осеннем: Счастливый пахарь праздничным весельем Встречает золотое время года. На нивах собран урожай отменный, Конец трудам, заботы спало бремя. Для песен, игр и плясок нынче время! Из бочек льется Вакха дар бесценный, И кто стакан до капли осушает. Тот крепким сном блаженство довершает. Трубят рога, и рыщет гончих стая; Охотники в тени густого бора Идут по следу, зверя настигая. Почуяв близость гибели грозящей. Стрелой помчался зверь, но злая свора Его загнала насмерть ч темной чаще. ЗИМА Морозной гладью стелется дорога, И человек, иззябшими ногами Протаптывая путь, стуча зубами. Бежит, чтобы согреться хоть немного. Как счастлив тот. кого теплом и светом Родной очаг укрыл от зимней стужи — . Пусть снег и ветер злятся там, снаружи... Ходить по льду опасно, но и в этом Для юности забава; осторожно Идут по кромке скользкой, ненадежной; Не удержавшись, падают с размаха На тонкий лед — и прочь бегут от страха. Клубятся вихрем снежные покровы: Как будто вырвавшись из заточенья. Бушуют ветры встречные, в сраженье Друг против друга ринуться готовы. ...Тяжка зима, но радости мгновенья Порой смягчают лик ее суровый. (Перевод В л. Р а б е я) Среди богатейшего наследия Вивальди «Четыре времени года» и поныне заслуженно пользуются наибольшей популярностью. Они завоевали широкую известность еще при жизни композитора — с 1728 года эти концерты неоднократно исполнялись в Париже, в 1765 году там прозвучал мотет Мишеля Коретта «Laudate Dominum de Coelis» на музыку концерта «Весна», а Жан-Жак Руссо переложил тот же Концерт для флейты. В своих шедеврах Вивальди гениально предвосхищает программную музыку последующих эпох — такие произведения, как ораторию Иозефа Гайдна «Времена года» и его же симфонии Л» 6, 7, 8 («Утро», «Полдень», «Вечер»), Шестую, «Пасторальную» симфонию Людвига ван Бетховена, многие страницы программной музыки романтиков. Детальное воплощение средствами звуков каждой строки сонетов (скрупулезно указанной в соответствующем месте партитуры) происходит необычайно естественно и органично. С поразительной рельефностью и свежестью музыка живописует картины природы и жанровые сцены. Партия скрипки отличается красочностью и мнообразием приемов игры, сочетая виртуозный блеск и задушевную кантилену. Скромный струнный оркестр звучит ярко и насыщенно; в блестящих tutti иной раз словно слышатся характерные тембры духовых инструментов. Музыка Концерта № 1 ми мажор «La Primavcra» («Весна») окрашена в ясные и светлые тона. Радостной приподнятостью проникнут оркестровый ритурнель начального Allegro — тема прихода весны, использованная Вивальди в одном из хоров его оперы «Олимпиада». В чередующихся с ним эпизодах заливчатые трели передают пение птиц (здесь к основному солисту присоединяются еще две солирующие скрипки), воздушные пассажи оркестра — легкое дуновение ветра, бурные тремоло — весеннюю грозу. Во второй части, полном нежной грусти Largo до-диез ми нор, задушевная мелодия скрипки звучит на фоне зыбкого пунктирно ритмованного аккомпанемента, остинатные повторения звуков в партии альтов — имитация ворчания собаки, стерегущей сон пастушка. Ритурнель финального Allegro — хоровода нимф — написан в ритме форланы (венецианского танца, близкого жиге). Светлая пасторальность музыки, лишь местами омраченной минорными полутенями, подчеркнута высоким регистром скрипичной партии, подражающими волынке выдержанными басовыми звуками. В концерте № 2 соль минор «L'Estate» («Лето») господствуют совсем иные образы. Здесь повсюду царит минорный сумрачный колорит. В основе первой части темповый контраст неторопливого ритурнеля (Allegro non motto), передающего полный затаенной тревоги предгрозовой пейзаж, и более подвижных эпизодов (Allegro). Первый из них, «токкатного» характера,— одно из многочисленных музыкальных воплощений кукования кукушки; воркование горлицы (экспрессивные декламации скрипки), трели щегла, нежные вздохи ветерков сменяются внезапно налетевшим вихревым tutti, жалобой пастушка (скорбное lamento солиста). Во второй части печальный монолог скрипки, Adagio, четырежды прерывается тремолирующими tutti, Presto .....- приближающимися ударами грома. Финальное Presto — великолепная картина разразившейся бури, не уступающая в своем роде «Грозе» из «Пасторальной» симфонии Бетховена. Грозные тремоло, внезапно прерываемые паузами, низвергающиеся каскады пассажей, бурлящее моторное движение поистине зримо воссоздают силу и мощь разбушевавшихся стихий. Музыка Концерта № 3 фа мажор «L'Autumno» («Осень»), напротив, сверкает нарядными жизнерадостными красками. Начальное Allegro — колоритная сцена деревенского праздника. Бодрый и задорный ритурнель эффектно оттеняют виртуозные сольные эпизоды, остроумно имитирующие льющееся из бочек вино, неуверенные движения подвыпивших крестьян. Лишь последний эпизод, Piano e larghetto вносит недолгий контраст минорным ладом и медленным темпом. Во второй части, Adagio motto в ре миноре — изображении спящих пьяных — партия солирующей скрипки не выделена. Острозвучащие хроматизированные аккорды струнных, сложные энгармонические модуляции, сопровождаемые мерной фигурацией клавесина, словно навевают мысли о сумрачных фантастических видениях. Вивальди использовал эту часть в своем Концерте для флейты соль минор «Ночь». Финальное Allegro — охотничья сцена. Музыка ритурнеля с его упругой «мазурочной» ритмикой пронизана характерными ' интонациями охотничьих рогов. Блестящие стремительные эпизоды — картины преследования добычи. Сумрачные краски вновь возникают в Концерте Л» 4 фа минор «L'Inverno» («Зима»). Первая часть. Allegro поп motto — изумительное по яркости изображение сурового зимнего пейзажа. Тревожные отрывистые интонации tutti словно прерываются налетевшим ветром (вступление солирующей скрипки), настойчивыми «втаптывающими» мотивами стремящегося согреться путника. Вторая часть, ми-бемоль-мажорное Largo, вносит контраст своим теплым ласковым колоритом. Чудесная мелодия солиста сопровождается pizzicato скрипок оркестра, имитирующих мерные звуки дождя, слышимые в согретой камином уютной комнате. Драматические образы первой части возрождаются в заключительном Allegro, но здесь они значительно смягчены. В финале нет оркестрового ритурнеля, строение его свободно. Моторное движение мелодии солирующей скрипки на фоне выдержанного баса, присоединяющееся затем tutti, внезапные краткие «возгласы» (робкие движения идущих по льду) сменяются эпизодом, полным нежной просветленности (повеявшим теплым ветерком). Но зимние вихри вновь вступают в свои права — их бурными стремительными интонациями завершается Концерт. |
Ташкентский завод. ГОСТ 68 |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-73 1 сторона жирный шрифт |