Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
3
1
1 участник имеет этот альбом
С10 23965 007
1986, дата записи: 1985
Alder / 2013-01-05 10:56:18 / Редакция № 5: 2020-10-23 13:50:59
Изображение
Сторона 1
Г. ИВАНОВ
Посвящение для фортепиано, скрипки и виолончели — 7.20
Ю. ШИБАНОВ
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели — 13.24

Сторона 2
И. ХЕЙФЕЦ
Трио-реквием для фортепиано, скрипки и виолончели — 18.46

Звукорежиссер Г. Цес
Редактор К. Иванова
Художник А. Кабанов. Фото В. Барановского
(С) «МЕЛОДИЯ», 1986
Ленинградская студия грамзаписи. Запись 1985 г.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Георгий Николаевич Иванов (р. 1927) окончил Ленинградскую консерваторию по классу Виктора Волошинова. В своем творчестве тяготеет к музыкально-сценическим жанрам, к гражданственной тематике. Композитору принадлежат оперы «Алкина песня» и «Необычайное происшествие, или Ревизор», два балета, четыре музыкальных комедии, оратория-посиделки «Сибирские вечера», симфониетта, инструментальные концерты, оратория-реквием «Вечная слава героям...», ряд произведений для оркестра русских народных инструментов, камерная инструментальная и вокальная музыка.
В «Посвящении» (1985) Георгий Иванов обращается к истории армянского народа — трагическим дням геноцида, развязанного 70 лет назад. В одночастном сочинении в соответствии с замыслом преобладают скорбные образы. «Музыкальный мемориал», созданный композитором, отвечает традиционным принципам трактовки жанра мемориальных трио. Развивая отдельные интонации русской «музыки о Востоке», автор не стремится воспроизвести особенности армянского мелоса. Он отдает предпочтение характерным для него музыкальным средствам, как бы высказывая свое личное отношение к трагическому эпизоду истории.
Юрий Иванович Шибанов (р. 1939) — выпускник Ленинградской консерватории по классу профессора Ореста Евлахова. Он — автор ряда произведений, отмеченных своеобразным сплавом современного музыкального языка со старинными жанровыми типами архитектоники и древнерусским мелосом. Среди его сочинений «Симфония на 6 нотах», кантаты «Ода», «Ябеда», «Бражная литургия», Триптих (Чакона — Канцона — Ричеркар), «Ода миру», камерные и симфонические произведения.
Русская эпическая традиция преломляется в творчестве Шибанова через остро современное ощущение мира. Композитор предпочитает основываться на лаконичном тематизме, который он разрабатывает с большим мастерством и прекрасным чувством формы. Эти качества присущи и написанному в 1968 году одночастному Фортепианному трио. В основе сочинения — несколько суровых, архаических, русского склада попевок, развивающихся до впечатляющих кульминаций, полных эпической мощи.
Илья Меерович Хейфец (р. 1949) окончил Новосибирскую консерваторию по классу профессора Аскольда Мурова, преподает в Омском музыкальном училище. Он — автор многих произведений различных жанров: музыкальных спектаклей для детей («Три толстяка», «Не в королях дело!» и другие), инструментальных концертов, сонат, пьес малой формы, хоровой и камерно-вокальной музыки. Его Симфония-концерт для скрипки, альта, кларнета и симфонического оркестра отмечена премией Союза композиторов РСФСР.
Одночастное фортепианное Трио-реквием (1985) посвящено памяти жертв Великой Отечественной войны. Как и Георгий Иванов, Хейфец опирается на сложившуюся традицию «мемориальных трио». В развернутой композиции чередуются то скорбно-величественные, то экспрессивно-напряженные, то медитативные образы, объединенные темой памяти о подвиге павших в годы войны. Сочинение отличает масштабность инструментальных средств, использование виртуозных возможностей каждого из участников ансамбля.

* * *

В деятельности музыкантов Новосибирского трио, педагогов консерватории — пианиста Марка Шавинера, скрипача Виктора Минасяна и виолончелиста Игоря Бялого можно отчетливо проследить поиск своего артистического призвания, своей «темы в исполнительстве».
Вначале репертуар ансамблистов, творческое содружество которых продолжается около 20 лет, складывался вполне традиционно. В их концертных программах конца 60-х — начала 70-х годов были представлены часто звучащие трио классиков и советских композиторов — Шуберта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Бабаджаняна (к этим произведениям музыканты периодически обращаются и сейчас), отразился характерный для того времени интерес к музыке XVII–XVIII и XX веков (Пёрселл, Рамо, Ф. Э. Бах, Шоберт, Телеман, а с другой стороны, Б. Чайковский и мало знакомая советским слушателям Sonata а 3 Ф. Малипьеро).
Но решающим для формирования нынешнего облика ансамбля стал 1972 год, когда коллектив впервые исполнил Трио № 1 молодого композитора Юрия Юкечева. С этого момента начинается сотрудничество музыкантов с композиторами Сибири. Пропаганда их камерно-ансамблевого творчества становится главной задачей трио. Работа над новыми сочинениями, подготовка их к премьере, последующие исполнения в Новосибирске и других городах страны — во всем проявляется подлинный энтузиазм участников ансамбля, и это во многом стимулирует обращение сибирских композиторов к жанру фортепианного трио.
Ансамбль не раз выступал в Москве и Ленинграде; музыка новосибирцев звучала в Свердловске и Ереване, Томске и Кемерове, перед тружениками Кузбасса, Красноярского края, Дальнего Востока. В рецензиях на концерты Новосибирского трио неоднократно отмечались присущие музыкантам высокое профессиональное мастерство, исполнительская культура, творческая одухотворенность интерпретаций.
Лазарь Александровский

Цифровое издание MEL CO 1508

ЛЗ
28.05.86 З.597-о-1000
Alder / 2013-01-05 10:56:18 / Редакция № 5: 2025-01-24 13:32:51
Изображение
ЛЗГ
ГОСТ 5289-80
сторона 1
Mangali / 2020-10-23 11:55:38 / Редакция № 2: 2020-10-23 11:57:39
Изображение
ЛЗГ
ГОСТ 5289-80
сторона 2
Mangali / 2020-10-23 11:58:23 / Редакция № 2: 2020-10-23 11:59:27
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка