2 дня
О сайте13 2 | С10—14257-8 1980, дата записи: 1980 |
Ф. ШУБЕРТ (1797 — 1828) I сторона МЕССА № 2 СОЛЬ МАЖОР для сопрано, тенора, баса, хора, струнного оркестра и органа, D. 167 1. Kyrie (3.53) 2. Gloria (2.35) 3. Credo (6.28) 4. Sanctus 5. Benedictus (6.03) 6. Agnus Dei (6.18) На латинском языке Наталья Герасимова, сопрано Аркадий Пружанский, тенор Анатолий Сафиулин, бас Московский камерный хор Камерный оркестр Литовской государственной филармонии Наталья Малина, орган Дирижер Владимир Минин II сторона ПОБЕДНАЯ ПЕСНЬ МИРИАМ Кантата для солистки, хора и фортепиано, соч. посмертное 136, D. 942 (18.45) Слова Ф. Грильпарцера На немецком языке Наталья Герасимова, сопрано Московский камерный хор Алексей Любимов, фортепиано Дирижер Владимир Минин Звукорежиссеры: М. Кожухова, И. Вепринцев Редактор И. Орлова На лицевой стороне конверта: К. Коро. Бурная погода (фрагмент). Оформление художника С. Нелюбина МОЗГ Зак. 8. Тир. 10000 |
Хоровые произведения Франца Шуберта — один из интереснейших разделов его творческого наследия. Еще до недавнего времени исполняемые сравнительно редко, они все чаще и чаще фигурируют в концертных программах и звукозаписи, постепенно завоевывая заслуженную популярность наряду с песнями и инструментальными сочинениями великого композитора. Еще в детстве будучи певчим хора приходской школы, Шуберт до конца дней сохранил любовь к хоровой музыке. Его перу принадлежит свыше восьмидесяти хоровых произведений: среди них шесть месс, «Немецкий реквием», «Немецкая месса» и другие духовные сочинения, частично сохранившаяся оратория «Лазарь», кантата «Победная песнь Мириам», великолепная «Песнь духов над водами» на текст И. В. Гёте. Первые четыре мессы явились данью благодарности Шуберта своему первому учителю музыки Михаэлю Хольцеру, регенту церковного хора в Лихтентале — на родине композитора. Мессы эти были впервые исполнены Лихтентальским церковным хором, в котором Шуберт пел в детские годы. Месса № 2 соль мажор была создана в начале марта 1815 года. Партитура ее скромна как по масштабам, так и по составу исполнителей. Она включает трех солистов (сопрано, тенор, бас), четырехголосный смешанный хор, струнный оркестр и орган. Музыка Мессы чарует удивительной свежестью, поэтичностью и одухотворенностью. Традиционный латинский текст воплощен здесь не в привычных монументальных, а в сугубо камерных музыкальных образах, во многом сближающихся с шубертовскими песнями. Кантата «Победная песнь Мириам» для сопрано, смешанного хора и фортепиано, созданная в 1828 году — последнем году жизни Шуберта, была написана для сестер Фрёлих, в доме которых композитор часто бывал и музицировал и для которых он написал несколько хоров и ансамблей. Сопрановая партия предназначалась для Йозефины Фрёлих, а хоровые — для учениц Анны Фрёлих, преподававшей пение в консерватории Общества любителей музыки. Кантата отразила впечатления Шуберта от ораторий Георга Фридриха Генделя, партитуры которых он изучал в то время. «Наконец, впервые в жизни я увидел, чего мне не хватает, и понял, как много мне предстоит еще узнать», — говорил взволнованный композитор. «Победная песнь Мириам» написана на текст замечательного поэта Франца Грильпарцера, основанный на библейском сюжете, послужившем, как и в генделевских ораториях, стимулом к созданию триумфальных героических образов, близких к фортепианной фантазии «Скиталец» и к Девятой симфонии до мажор. «Кантата эта полна вдохновения, мелодического богатства и поэтической фантазии, — писал П. И. Чайковский. — Основной мотив отличается торжественной простотой и красивыми очертаниями кисти... Художественное воспроизведение взбушевавшегося моря удалось Шуберту вполне, а ужас народа... при виде приближающихся полчищ Фараона выражен с потрясающей силой». Московский камерный хор завоевал широкую популярность и признательность любителей хоровой музыки в Советском Союзе и в тех странах, где он гастролировал, — в Польше, Чехословакии, Австрии, Турции, США, Канаде. Организатор и художественный руководитель хора народный артист РСФСР, профессор Владимир Николаевич Минин в прошлом возглавлял Молдавскую хоровую капеллу «Дойна», Ленинградскую академическую хоровую капеллу имени Глинки, был педагогом и руководителем хора Новосибирской консерватории, позднее — ректором Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве. В. H. Минин — воспитанник крупнейших советских хоровых деятелей — профессора В. Г. Соколова, по классу которого он в 1950 году окончил Московскую государственную консерваторию, и профессора А. В. Свешникова, у которого занимался в аспирантуре. Организованный первоначально из студентов и любителей хорового пения, Московский камерный хор с 1974 года является профессиональным коллективом с широким диапазоном деятельности. Хор мог бы быть назван и ансамблем солистов. Каждый из певцов обладает хорошими вокальными данными, что позволяет достигать красивого звучания, богатого по тембрам как в сольных партиях, так и в tutti. На лицевой стороне конверта: К. Коро. Бурная погода (фрагмент) Оформление художника С. Нелюбина «Мелодия», 1980 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1980 г. |