5 дней
О сайте11 | С40-13965-8 (2 пластинки) 1980 |
ПЕРВАЯ ПЛАСТИНКА МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891 — 1940) Мастер и Маргарита (34,46) СЦЕНА ИЗ РОМАНА Музыка Л. Боккерини, Р. Шумана, Л. Лядовой Исполнитель ГЕОРГИЙ СОРОКИН Музыкальное сопровождение — М. Брохес ВТОРАЯ ПЛАСТИНКА МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891 — 1940) Жизнь господина де Мольера (10.28) ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ Воспаление мозгов (10.34) ФЕЛЬЕТОН Серебряное горло (21.25) РАССКАЗ Исполнитель ГЕОРГИЙ СОРОКИН Звукорежиссер Л. ДОЛЖНИКОВ Редактор Г. НИКИТИН Художник А. КОГАНОВСКИЙ Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель удивительной судьбы. Почти через двадцать пять лет после смерти, он как бы вновь пришел к советским читателям и оказался невероятно современным, созвучным нашему времени. Его романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера» имеют самый широкий читательский успех. Спектакли, поставленные по его пьесам, из года в год украшают театральный репертуар страны. И если при жизни его попытки творческого содружества с кинематографистами оказались безуспешными, то сегодня фильм «Бег», снятый по одноименной пьесе и роману «Белая гвардия», и кинокартина «Иван Васильевич меняет профессию» прошли по экранам с огромным успехом. Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 15 мая 1891 года, в семье профессора духовной академии. В 1909 году окончил Первую Киевскую гимназию. Ту же гимназию, годом-двумя позже, окончил и Константин Георгиевич Паустовский. В гимназические годы они не были знакомы, но Паустовский встречал Булгакова, и память о нем сохранил на всю жизнь: «Он рассказывал нам необыкновенные истории. В них действительность так тесно переплеталась с выдумкой, что граница между ними начисто исчезала... Уже тогда в рассказах Булгакова было много жгучего юмора, и даже в его глазах — чуть прищуренных и светлых — сверкал, как нам казалось, некий гоголевский насмешливый огонек». Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями, которые возникали по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора... Он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Окончил его и, получив звание «лекаря с отличием», поехал работать земским врачом в Смоленскую губернию. (Случаи из его недолгой врачебной практики лягут потом в основу рассказов «Записки юного врача»), И все-таки истинным его призванием стала литература. «В начале 1920 года я бросил звание с отличием и писал», — вспоминал впоследствии Булгаков. Судьба забрасывает его в Москву, Он работает репортером, потом штатным фельетонистом в газете «Гудок». Это была в те годы удивительная газета, особенно ее четвертая полоса. Здесь собралась компания веселых, талантливых писателей, каждый из которых стал явлением в советской литературе: Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев и Исаак Бабель, грозный Зубило — он же Юрий Олеша и Михаил Булгаков... Паустовский, который в эти годы познакомился со своим земляком в Москве, вспоминал: «Легкость работы Булгакова поражала всех... Это — брызжущий через край поток воображения... Ему давали письмо какого-нибудь начальника пристани или кочегара. Булгаков проглядывал письмо, глаза его загорались веселым огнем, он садился около машинистки и за 10 — 15 минут надиктовывал такой фельетон, что редактор только хватался за голову, а сотрудники падали на столы от хохота. Получив тут же, на месте, за этот фельетон свои пять рублей, Булгаков уходил, полный заманчивых планов насчет того, как здорово он истратит эти пять рублей. Но иногда Булгаков затихал и как-то строго и молчаливо начинал присматриваться ко всему окружающему...» Он работал, писал. Писал одержимо, истово, урывая каждую свободную минуту от своих репортерских дел, отнимая время у сна, у отдыха. В 1925 году вышел в свет его первый роман «Белая гвардия». Следом, в том же году, — сатирическая проза «Роковые яйца» и «Дьяволиада», сборник рассказов «Записки врача». А уже на другой год МХАТ ставит «Дни Турбиных» — знаменитый спектакль, который украшал репертуар театра свыше пятидесяти лет, стал классикой советского театрального искусства. Вахтанговцы ставяг «Зойкину квартиру» (1926 г.), В 1928 году Камерный театр репетирует «Багровый остров». Театр Сатиры приступает к репетициям «Ивана Васильевича» и «Кабалы святош», МХАТ принимает к постановке эту же пьесу под названием «Мольер» и выпускает булгаковскую инсценировку «Мертвых душ». Причем, сам драматург участвует в постановке в качестве ассистента режиссера. И одновременно Булгаков создает новые произведения — пьесы, повести, романы, рассказы, оперные либретто и киносценарии. И параллельно все эти годы, двенадцать из пятнадцати, отпущенных ему судьбой, пишет свой самый заветный роман, «Мастер и Маргарита», в котором алмазными гранями засверкал его выдающийся талант. Булгаков писал его до последнего своего дня, до последнего часа. Он был врачом и знал, что его болезнь неизлечима, знал, когда и как будет умирать. По месяцам, по неделям, по дням знал. И работал. Работал, превозмогая чудовищную физическую боль, работал, когда ослеп и просил жену читать ему отдельные главы, работал, пока теплилась мысль. Он был мужественный человек и мужественный писатель. Он писал только о том, что подсказывала жизнь и его совесть. Вспоминаются опять слова Константина Паустовского: «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. В этой борьбе у Булгакова было разящее оружие — сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово. Он не жалел своего оружия. И оно у Булгакова никогда не тупилось». «Мастер и Маргарита» — роман глубоко философский и трагический. Он написан как бы на одном дыхании и пронизан булгаковским юмором, сарказмом, булгаковской иронией. Роман «Мастер и Маргарита» опубликованный впервые в журнале «Москва» (1966 — 1967 гг.), сразу вызвал огромный интерес у читателей, и у профессиональной критики. О нем горячо заспорили, в полемическом азарте как будто забыв, что Михаила Булгакова уже нет -в живых, и он ничего уже не сможет изменить в своем романе — ни строчки, ни буквы... Вениамин Александрович Каверин писал: «Можем ли мы, читая эту книгу, судить о ее авторе? Да. Глядясь в нее, как в зеркало, мы видим черты высокого ума, могучей воли и страдающего, нежного сердца... Ее написал человек неслыханной смелости...» Близкие друзья Михаила Афанасьевича, хорошо знавшие его жизнь, рассказывают, что в истории романтической любви Мастера и Маргариты — значительная доля автобиографического. Об этой любви рассказывает поэту Ивану Бездомному Мастер. Рассказывает сдержанно, скупо, как о чем-то предначертанном свыше, предопределенном и неизбежном: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож...» Об этой истории поведает нам народный артист РСФСР Георгий Васильевич Сорокин. К сожалению, вы услышите лишь голос артиста. Ведь записанная на этих пластинках программа — это спектакль, поставленный и сыгранный по произведениям Булгакова одним актером. Георгий Сорокин играет моноспектакль — театральный жанр очень трудный и редкий на современной эстраде. Этот спектакль имеет пластическое решение, пусть сдержанное, обозначенное пунктирной линией, имеет конкретный зрительный образ. И чтоб у вас возникло ощущение присутствия на спектакле, представьте себе... Слегка затемненная сцена. На заднем плане — раскрытый рояль. То удаляясь, то приближаясь, звучит шумановский «Карнавал». На переднем плане — два-три стула, журнальный столик с лампой под зеленым абажуром... Вот и вся декорация, и даже не декорация, а, как говорят в театре, — выгородка. Она сразу создает камерную атмосферу, настроение интимной, доверительной беседы. Но вот, озираясь, как-бы крадучись, выходит Мастер. Не артист Сорокин, а именно — Мастер, который стосковался по живому человеческому общению, которому необходимо излить душу, поделиться самым сокровенным, наболевшим, выговориться, иначе он, действительно, сойдет с ума... И весь этот груз мыслей, чувств, настроений Сорокин приносит на сцену. И с первой же минуты веришь ему, что он — Мастер. Что именно он писал роман про Понтия Пилата, потому что не писать он не мог: ведь он — посол Иешуа Га Ноцри на земле. Веришь, что именно этот Мастер неземной любовью любит Маргариту, потому что не любить он просто не может, Сорокин не изображает Мастера, а перевоплощается в него. Он достает из кармана черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» — самую дорогую реликвию, единственное, что осталось у него от той жизни за окном психиатрической больницы. Кажется, что он сейчас заговорит с ней. Ведь она хранит тепло рук Маргариты, блеск ее влюбленных глаз. Он надевает шапочку и начинает свой диалог с Иваном Бездомным... Второе произведение, которое вы услышите в исполнении Георгия Сорокина, — пролог к роману «Жизнь господина де Мольера» («Я разговариваю с акушеркой»). Перед нами предстает как бы образ самого Булгакова. Мы ощущаем беспредельную булгаковскую нежность, видим его прищуренные, добрые, с лукавинкой, глаза: «Сударыня, осторожнее поворачивайте младенца, не забудьте, что он рожден до срока. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны. — Мой бог! Госпожа Поклен родит другого, — Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит...» В голосе артиста слышатся и отцовская тревога за судьбу новорожденного малыша Жана Батиста Поклена, и писательская почтительность перед гением Мольера. В рассказе «Серебряное горло» (из сборника «Записки юного врача») Сорокин представляет нам другого Булгакова — юного земского врача, влюбленного в свою работу, умеющего смотреть на жизнь и на себя в ней с добрым юмором, смеяться не только над другими, но и над самим собой. И это перевоплощение настолько точное, что будто воочию видишь молоденького, совсем еще юного и неуверенного в себе врача в белом халате, представляешь его холостяцкую квартиру с лампой под зеленым абажуром на столе. Ему сочувствуешь, над ним посмеиваешься, им восторгаешься... И последнее произведение, которое вам предстоит услышать — «Воспаление мозгов». Пожалуй, только здесь Георгий Васильевич выступает в своей роли — в роли артиста Сорокина. Он рассказывает булгаковский фельетон со своим к нему отношением, со своим осмыслением его, не перевоплощаясь в автора, а оставаясь самим собой. Но, все равно, пред нами предстает тот озорной штатный фельетонист Булгаков, который в двадцатых годах, пристроившись на подоконнике в редакции, писал ежедневно хлесткие фельетоны для четвертой полосы газеты «Гудок»... М. Миронов Цифровое издание MEL CO 0059 |