6 дней
О сайте12 1 | С20 06447-8 1975 |
ПОЮТ НАРОДНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (на местном диалекте) НАРОДНЫЙ ХОР СЕЛА РЕПИНКА Белгородская область Ой, да я встану, девушка, раненько Как шли девки да лесом по воду Ой, листики вы бумажные У меня младой муж гуляка Я до садику ходила Трава моя, травушка Летел голубь через город Ой, село, село Репинка Лебеди Камаринская Девка по саду ходила К. Курепин, двойная жалейка (10, 11) НАРОДНЫЙ ХОР СЕЛА ПОДБУЖЬЕ Калужская область Близко, близко к городу Славянску (сл. М. Загоскина) Возле нашего окошка Зимой, летом сосенушка зелена Отлетает мой да соколик Что ты, зимушка-зима Кто не был, братцы, за Дунаем На коня милой ох да садился Улица широкая На дубе-то кукушка |
На этой пластинке представлены русские народные песни и инструментальные наигрыши в исполнении народных певцов и музыкантов из двух сел южной России. Одно село, Репинка, расположено в лесостепной полосе, на самой границе Белгородской области с Воронежской, на полпути между старинными русскими городами Острогожском и Алексеевкой. Второе, Подбужье, находится на юго-западе Калужской области, в той местности, где начинаются дремучие брянские леса. Можно предположить, что в народной культуре обоих сел сохраняются и развиваются традиции, сформировавшиеся в XVI—XVII столетиях в среде ратных людей, защищавших южные рубежи Московского государства от набегов крымских и ногайских татар. Современные русские крестьяне, живущие на территории южнее Оки, в том числе в Белгородской, Воронежской областях и в южных районах Калужской области,— это в основном потомки военных колонистов, возводивших на южных границах Московской Руси мощные системы оборонительных укреплений и осваивавших плодородные земли в бассейне верховьев Оки, Дона, Сейма. Полувоенные-полуземлепашцы, они сложили весьма самобытную местную традицию в русском фольклоре, во многом отличающуюся от народного музыкального искусства других районов России - Поволжья, Севера, Сибири. В более чистом виде южнорусские элементы обнаруживаются в пении крестьян из села Репинка. В народном искусстве Подбужья наряду с южнорусскими заметны западнорусские черты, в нем ощущаются глубинные связи с древними славянскими корнями. По-видимому, это обусловлено тем, что под защитой непроходимых брянских лесов сохранились древние поселения, на протяжении истории почти не тронутые вражескими вторжениями. Крестьяне из этих селений ведут свою родословную от древних славян, живших здесь ещё в докиевскую пору. Прямые потомки славянского племени северян могли оказать влияние на формирование местного фольклора. Оба коллектива, искусство которых показано на пластинке, принадлежат к числу лучших народных вокальных ансамблей, известных московским фольклористам. Оба они отличаются высоким мастерством хорового пения, яркостью и оригинальностью репертуара. Большая слаженность пения у репинцев в основном обусловлена родственными связями, в Подбужье — производственными. Ядро репинского коллектива составляет трио сестер Жигулиных, душой которого является искусная народная певица, обладательница мягкого, теплого по тембру голоса Татьяна Ивановна Жигулина. Все певицы нз Подбужского хора — колхозные доярки. В этом ансамбле самую активную роль играет запевала—Варвара Ивановна Ананникова. Песни репинского коллектива привлекают богатством многоголосного распева. Они служат примером развитой народной подголосочной полифонии. Первая песня — «Ой, да я встану, девушка, раненько» — лирическая, сравнительно поздняя по происхождению, с заметным украинским влиянием. Она выделяется особой мягкостью теплотой, задушевностью. «Как шли девки да лесом по воду» — местная обрядовая песня. В молодости исполнительницы пели ее, когда собиралн орехи в лесу. Основу содержания песни составляет величание девушек, обладающих красотой и высокими нравственными достоинствами. Напев весьма своеобразен, благодаря острым, характерным интонациям в мелодии. «Ой, листики вы бумажные» — свадебная песня плясового характера, весьма типичная для южнорусского свадебного обряда. «У меня младой муж гуляка» — лирическая песня из дореволюционного крестьянского быта. «Я по садику ходила» — застольная. «Трава моя, травушка» — свадебная песня лирического характера. «Летел голубь через город» — лирическая песня, по напеву родственная хороводным. «Ой, село, село Репинка» — весенняя величальная. По словам исполнительниц её пели в лесу, когда ломали черемуху. Завершают первую сторону пластинки два наигрыша на двойной жалейке — народном деревянном духовом инструменте, представляющим собой две камышовые дудочки, сложенные вместе, — и хороводная песня «Девка по саду ходила». Первая песня в программе подбужского хора — «Близко, близко к городу Славянску» —лирическая, городского происхождения. Основу её поэтического текста составляют слова известной песни Торопки из оперы А. Верстовского « Аскольдова могила». Однако поэтический первоисточник сильно видоизменён, а в напеве имеется лишь отдаленное сходство с оперной мелодией. Песня по характеру приближается к протяжной, ее напев имеет развитую многоголосную фактуру. «Возле нашего окошка» — хороводная песня, относящаяся, по-видимому, к XVIII столетию. Она имеет несколько галантный оттенок, типичный для песен того времени. «Зимой, летом сосёнушка зелена» — свадебная плясового характера. Несмотря на печальное содержание поэтического текста — о расставании невесты с родным домом, она исполняется весело, темпераментно, в чем проявляется условность художественных образов обрядового фольклора. «Отлетает мой да соколик» и «На коня милой ох да садился» — лирические песни. Прежде их обычно пели, когда девушки весной качались на качелях — «релях». «Что ты, зимушка-зима» — солдатская песня. «Улица широкая» — хороводная, в которой при исполнении на сельской улице неразрывно связаны элементы пения, пантомимы и пляски. «На дубе-то кукушка» — обрядовая песня, исполнявшаяся обычно на масленицу. Средни масленичных песен встречаются печальные по настроению, в которых поется о тоске выданной замуж молодицы по родному дому, по близким. Эти песни, по-видимому, имеют древнее происхождение и, возможно, связаны с забытым обычаем: замужней женщине запрещалось общаться с родными. К числу таких обрядовых песен и принадлежит «На дубе-то кукушка». Ее строгий архаичный напев, насыщенный резкими созвучиями, по стилю имеет много общих черт с песнями, которые специалисты относят к древнейшему пласту. Произведения народного песенного и инструментального искусства, включенные в программу пластинки, — это лишь малая часть обширнейшего репертуара народных умельцев. Однако на основании даже немногих примеров можно судить о богатстве и разнообразии народного искусства в этих двух русских селах, сохраняющих лучшие художественные традиции. В. Щуров |