5 дней
О сайте11 2 | М60—41545-8 (2 пластинки) 1979, дата записи: 3 апреля 1959 года |
Ведущие — И. Карташева, М. Погоржельский Стелла — Н. Соколова Клементина — И. Архипова Пепита — М. Звездина Моина — М. Миглау Верта — К. Леонова Янко — Е. Кибкало Михась — В. Власов Галль — Г. Панков Фома — В. Петров Филипп — В. Валайтис Хозяин — М. Сказин БОЛЬШОЙ ХОР И ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО. Дирижер Е. Акулов Запись 1959 года |
Оперетта «Вольный ветер» была написана И. О. Дунаевским в 1947 году. На долю ее выпал большой и заслуженный успех: как известно, до сих пор это одно из самых репертуарных произведений в жанре оперетты. «Вольный ветер» — произведение большой формы, «большого стиля». Дунаевскому удалось осуществить в нем сбою давнюю мечту о создании оперетты, в которой музыка должна играть первостепенную, ведущую, определяющую роль. Спектакль «Вольный ветер» был поставлен впервые в Москве в августе 1947 года, в то время, когда сцены многих опереточных театров заполонили так называемые «музыкальные комедии», или «комедии с музыкой». Музыка в таких произведениях, как правило, низведена была до положения второстепенного: ее можно было при желании просто изъять из спектакля. Дунаевский выступил как истинный реформатор: он вернул оперетте ее исконную музыкальность и создал произведение нового типа, построенное на песенных лейтмотивах. «В оперетте, — писал композитор, — все или почти все драматическое действие, развитие характеров решается средствами музыки. Музыкальная драматургия в оперетте является, таким образом, обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете». Итак, развернутые арии, ансамбли, финалы, в которых раскрываются характеры персонажей, — достаточно напомнить финалы первого и второго актов, романтический вальс-дуэт Стеллы и Янко, драматичную, в духе Пуччини, арию Стеллы из второго акта. Собственно, почти каждый фрагмент оперетты — это маленький шедевр с законченной, разработанной структурой, по богатству и насыщенности музыкального материала не уступающий оперным. Не удивительно поэтому, что опереттой «Вольный ветер» заинтересовались оперные певцы с первоклассными голосами — музыка Дунаевского предоставляет для них прекрасный материал, в котором они чувствуют себя естественно, поют с полной вокальной и смысловой нагрузкой, без всякой адаптации; мелодии оперетты в их исполнении раскрываются еще богаче и ярче. Так, песня Клементины Марич у Ирины Архиповой звучит глубоко драматично, исполнена истинного волнения и страсти. «Я хочу, чтобы в нашей оперетте были большие настоящие чувства, — писал Дунаевский своим соавторам — либреттистам. — Не меньше, скажем, чем в «Кармен». Именно эти слова композитора приходят на память, когда слушаешь удивительный голос Архиповой. А звонкая серебристая колоратура Марии Звездиной так и сверкает в задорной песенке Пепиты. Хотелось бы напомнить и о том, что Дунаевский, реформатор советской оперетты и создатель ее стиля, умел сочетать большую форму, подлинный симфонизм, разработанность каждого элемента партитуры с простотой и доходчивостью песенной мелодики. В его опереттах появляется лейтмотив-песня, главное звено, в котором выражена основная идея произведения, его эмоциональный заряд. Именно такова широко известная «Песня о вольном ветре», давно ставшая массовой песней, как некогда «Песня о ветре», «Песня о Волге» или «Марш энтузиастов», созданные им к кинофильмам. Песенная природа оперетт Дунаевского требует от исполнителей не только совершенной вокальной техники, но и безукоризненного произнесения текста — звук и слово здесь должны быть едины, органично слиты друг с другом. С этой точки зрения перед оперными певцами, поющими опереточную музыку, встают довольно трудные задачи: к их основному выразителю — вокальной кантилене и фразировке — присоединяется емкое, психологически насыщенное слово, которое в опере иногда относят на второй план. При прочих равных условиях опереточные мастера в исполнении своего репертуара хоть и уступают иногда оперным певцам в чистом вокале, но зато умеют достичь необходимого в оперетте художественного синтеза — равновесия музыки и слова, из которых в результате слагается образ. В данном же случае у певцов, которые принимали участие в этой записи, ощутима русская вокальная школа, в которой выразительному произношению слова придается очень серьезное значение. Многие фрагменты оперетты «Вольный ветер», давно ставшей классикой жанра, хорошо известны в разном исполнении, их часто поют на концертной эстраде и по радио. И, несмотря на это, каждая встреча с незнающей старости музыкой Дунаевского продолжает увлекать и радовать. Елена Фалькович, кандидат искусствоведения |