Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
14
М60-41545-8 (2 пластинки)
1979, дата записи: 3 апреля 1959 года
Alder / 2013-01-04 15:04:01 / Редакция № 5: 2022-06-07 22:23:11
Стелла - Н. Соколова, Янко - Е. Кибкало, Клементина - И. Архипова, Пепита - М. Звездина, Монна - М. Миглау,
Берта - К. Леонова, Михась - В. Власов, Галль - Г. Панков, Фома - В. Петров, Филипп - В. Валайтис, Хозяин - М. Сказин; ведущие - И. Карташева, М. Погоржельский
Большой хор и эстрадно-симф. орк. Центрального телевидения и Всесоюзного радио п/у Е. Акулова
Запись 1959 г.
Alder / 2013-01-04 15:04:01 / Редакция № 1: 2018-06-12 17:50:18
Изображение
vyksunec / 2013-02-18 06:59:11
Изображение
АОЛЗ
admin / 2016-03-06 14:17:31
Изображение
admin / 2016-03-06 14:17:38
Изображение
admin / 2016-03-06 14:17:45
Изображение
admin / 2016-03-06 14:17:52
Изображение
archive / 2019-01-03 14:06:18 / Редакция № 1: 2019-01-05 22:33:25
Изображение
archive / 2019-01-03 14:06:24
Изображение
Оперетта «Вольный ветер» была написана И. О. Дунаевским в 1947 году. На долю ее выпал большой и заслуженный успех: как известно, до сих пор это одно из самых репертуарных произведений в жанре оперетты.
«Вольный ветер» — произведение большой формы, «большого стиля». Дунаевскому удалось осуществить в нем сбою давнюю мечту о создании оперетты, в которой музыка должна играть первостепенную, ведущую, определяющую роль.
Спектакль «Вольный ветер» был поставлен впервые в Москве в августе 1947 года, в то время, когда сцены многих опереточных театров заполонили так называемые «музыкальные комедии», или «комедии с музыкой».
Музыка в таких произведениях, как правило, низведена была до положения второстепенного: ее можно было при желании просто изъять из спектакля. Дунаевский выступил как истинный реформатор: он вернул оперетте ее исконную музыкальность и создал произведение нового типа, построенное на песенных лейтмотивах. «В оперетте, — писал композитор, — все или почти все драматическое действие, развитие характеров решается средствами музыки. Музыкальная драматургия в оперетте является, таким образом, обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете».
Итак, развернутые арии, ансамбли, финалы, в которых раскрываются характеры персонажей, — достаточно напомнить финалы первого и второго актов, романтический вальс-дуэт Стеллы и Янко, драматичную, в духе Пуччини, арию Стеллы из второго акта. Собственно, почти каждый фрагмент оперетты — это маленький шедевр с законченной, разработанной структурой, по богатству и насыщенности музыкального материала не уступающий оперным.
Не удивительно поэтому, что опереттой «Вольный ветер» заинтересовались оперные певцы с первоклассными голосами — музыка Дунаевского предоставляет для них прекрасный материал, в котором они чувствуют себя естественно, поют с полной вокальной и смысловой нагрузкой, без всякой адаптации; мелодии оперетты в их исполнении раскрываются еще богаче и ярче. Так, песня Клементины Марич у Ирины Архиповой звучит глубоко драматично, исполнена истинного волнения и страсти. «Я хочу, чтобы в нашей оперетте были большие настоящие чувства, — писал Дунаевский своим соавторам — либреттистам. — Не меньше, скажем, чем в «Кармен». Именно эти слова композитора приходят на память, когда слушаешь удивительный голос Архиповой. А звонкая серебристая колоратура Марии Звездиной так и сверкает в задорной песенке Пепиты.
Хотелось бы напомнить и о том, что Дунаевский, реформатор советской оперетты и создатель ее стиля, умел сочетать большую форму, подлинный симфонизм, разработанность каждого элемента партитуры с простотой и доходчивостью песенной мелодики. В его опереттах появляется лейтмотив-песня, главное звено, в котором выражена основная идея произведения, его эмоциональный заряд. Именно такова широко известная «Песня о вольном ветре», давно ставшая массовой песней, как некогда «Песня о ветре», «Песня о Волге» или «Марш энтузиастов», созданные им к кинофильмам. Песенная природа оперетт Дунаевского требует от исполнителей не только совершенной вокальной техники, но и безукоризненного произнесения текста — звук и слово здесь должны быть едины, органично слиты друг с другом. С этой точки зрения перед оперными певцами, поющими опереточную музыку, встают довольно трудные задачи: к их основному выразителю — вокальной кантилене и фразировке — присоединяется емкое, психологически насыщенное слово, которое в опере иногда относят на второй план. При прочих равных условиях опереточные мастера в исполнении своего репертуара хоть и уступают иногда оперным певцам в чистом вокале, но зато умеют достичь необходимого в оперетте художественного синтеза — равновесия музыки и слова, из которых в результате слагается образ. В данном же случае у певцов, которые принимали участие в этой записи, ощутима русская вокальная школа, в которой выразительному произношению слова придается очень серьезное значение.
Многие фрагменты оперетты «Вольный ветер», давно ставшей классикой жанра, хорошо известны в разном исполнении, их часто поют на концертной эстраде и по радио. И, несмотря на это, каждая встреча с незнающей старости музыкой Дунаевского продолжает увлекать и радовать.
Елена Фалькович, кандидат искусствоведения
archive / 2019-01-03 14:06:30 / Редакция № 1: 2020-10-28 21:11:25
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 80
archive / 2019-01-03 14:06:41 / Редакция № 1: 2020-10-28 21:05:23
Изображение
archive / 2019-01-03 14:06:49
Изображение
archive / 2019-01-03 14:06:56
Изображение
archive / 2019-01-03 14:07:02
Изображение
с индексом под логотипом
vyksunec / 2020-10-28 21:09:54
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка