6 дней
О сайте10 | С10—10379-80 1978 |
Сторона 1 Сталинградская битва Сюита из музыки к кинофильму, соч. 1949 г. Инструментовка Г. Калинковича 01. Город на Волге 02. Нашествие (4.56) 03. Сталинград в огне (4.23) 04. Враг обречён (6.04) 05. В бой за Родину 06. Вечная слава героям (6.15) Сторона 2 07. Вперёд к победе 08. Есть на Волге утёс (5.35) Марши для духового оркестра 01. Зангезурский марш (3.49) 02. Походный марш № 1 (2.58) 03. Походный марш № 2 (3.06) 04. Марш «Героям Отечественной войны» (4.12) 05. Марш Московской Краснознамённой милиции (4.10) Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР Дирижёр Николай Сергеев Всесоюзная студия грамзаписи, 1978 Звукорежиссёры: Э. Шахназарян, П. Кондрашин Редактор И. Чумакова |
«Сталинградская битва», сюита из музыки к кинофильму (инструментовка для духового оркестра Г. Калинковича); Марши для духового оркестра - Зангезурский марш; Походный марш № 1; Походный марш № 2; Марш «Героям Отечественной войны»; Марш Московской Краснознаменной милиции. Отдельный показательный орк. Министерства обороны СССР / Н. Сергеев |
Музыка для кино всегда привлекала интерес А. Хачатуряна. «Работа для кино, - говорил он, - является одним из важнейших путей для общения композитора с самыми широкими массами, она ставит перед ним новые и новые задачи, даёт неисчерпаемые возможности для их интересного решения». Глубокое понимание законов кинодраматургии, живое чувство образа подсказывало композитору приёмы для музыкального воплощения сложных киносюжетов, для выразительных характеристик героев и стиля эпохи. Он любил сочинять музыку, имея перед собой чёткий драматургический план, вытекающий из содержания сценария и режиссёрского замысла. Всё это служило толчком для работы композиторской мысли, обогащало фантазию. Арам Хачатурян написал музыку к двадцати шести фильмам. Он работал в тесном контакте с выдающимися мастерами киноискусства: с Михаилом Роммом («Человек № 217», «Русский вопрос», «Владимир Ильич Ленин», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы»), с Сергеем Юткевичем («Отелло»), с Владимиром Петровым («Поединок»), с Амо Бек-Назаровым («Пеппо» и «Зангезур»). Хачатурян написал музыку к большому двухсерийному фильму «Сталинградская битва» (1949), поставленному Владимиром Петровым. Эта музыка была, затем переработана композитором в программную симфоническую сюиту «Сталинградская битва» (1949), запечатлевшую героическую эпопею борьбы и победы Советской Армии. «Моя задача стояла в создании для фильма в основном батальной музыки, - рассказывал композитор. – Задача подобного рода встала предо мной впервые». Тем не менее, композитор с честью вышел из положения, создав, наряду с грозными батальными эпизодами, страницы музыки, проникнутой трагическими переживаниями и высокой героикой. Сюита «Сталинградская битва» состоит из восьми частей. 1. «Город на Волге». Величественное вступление, повествующее о мирной жизни большого города, раскинувшегося на берегах Волги. Музыка этой части на симфонической разработке мелодии старой русской песни о казацкой вольнице – «Есть на Волге утёс». Эта тема символизирует несгибаемую мощь защитников Сталинграда. 2. «Нашествие». Музыка рисует картину вторжения вооружённых до зубов нацистских орд. Постепенное нарастание звучности, монотонно-настойчивый ритм, резкие толчки целой батареи ударных создают гнетущий образ «сил зла». В качестве основного тематического материала Хачатурян использует окарикатуренный фрагмент из популярной в среде немецких обывателей начала века песенки «O, Tannenbaum!» 3. «Сталинград в огне». Драматическая картина гибели города, осаждённого врагами. Элементы внешней изобразительности сочетаются здесь со скорбной, проникнутой духом русской песенности музыкой. 4. «Враг обречён». Мрачная музыка, выражающая растерянность и трагическую обречённость нацистских вояк, попавших в могучее кольцо окружения. 5. «В бой за Родину». Эта часть начинается тихой затаённой музыкой, рисующей ночное затишье перед решающим сражением. Далее в оркестре разыгрывается динамичная батальная сцена, в которой особую роль играют медные духовые и ударные инструменты, живописующие стремительную схватку с врагом. 6. «Вечная слава героям». Эта часть следует без перерыва за бурной батальной сценой. Тихая скорбная музыка, воспевающая вечную славу и память о героях, советских солдатах, павших в боях за родную землю. В среднем эпизоде песенная мелодия разрастается до высокого драматического пафоса. 7. «Вперёд к победе». Торжественный и радостный марш, славящий великую победу под стенами Сталинграда. Композитор вплетет в его звучание тему своего знаменитого марша для духового оркестра «Героям Отечественной войны», постоянно звучавшего по советскому радио после прочтения исторических приказов Верховного командования о победах Красной Армии. 8. «Есть на Волге утёс». Вновь звучит раздольная волжская песня, с которой начиналось повествование о битве на Волге. Сейчас она приобретает величественно-победную поступь, прославляя город-герой Сталинград. Г. Шнеерсон Тридцатые годы были временем появления первых крупных сочинений А. И. Хачатуряна, которые сразу покорили своим темпераментом, ярким национальным колоритом, оригинальностью мышления и в то же время очень органичным развитием традиций русской классической музыки. Привлекательной чертой молодого композитора был его подлинный демократизм. И потому вполне закономерно, что в самом начале творческого пути он обратился к духовому оркестру и, в первую очередь, к маршу. Его «Походный марш» № 1, написанный в 1929 году, принадлежит к самым первым значительным по своим достоинствам советским маршам. Вместе с тем он стал и одним из самых первых сочинений молодого автора, получивших широкое признание. Это яркий образец национального марша. Он привлекает, прежде всего, необычайным для маршевой музыки богатством мелодики. По-юношески свежо, уверенно, светло и радостно звучит его первая тема, в которой настойчиво повторяется и опевается звук ми бемоль. В ней есть, вместе с тем, и лёгкий оттенок юмора, столь свойственный народным мелодиям. Тема трио – протяжная «восточная» мелодия, также постоянно тяготеющая к одному звуку – в данном случае звуку до. Почти одновременно с первым был сочинён – в ознаменование десятилетия Армянской ССР – и «Походный марш» № 2, музыка которого отличается ярко национальным колоритом. Многократное повторение двутактового мотива в его основной теме воспринимается как тонкий художественный приём, сообщающий музыке характер настойчивого и в то же время спокойного утверждения. Существенна здесь и роль гармонии, которая, меняясь в каждом такте, создаёт различное «освещение» основного мотива. В 1938 году был записан «Зангезурский марш» (из кинофильма «Зангезур»). По жанру – это марш-песня. В его основе – песенная походная мелодия. Широкая по своему характеру, она прихотлива и разнообразна ритмически, что выгодно отличает её от привычных маршевых тем. Трио построено на красивой распевной мелодии, ещё более подчёркивающей песенный характер марша. Особое место среди маршей А. Хачатуряна занимает написанный в 1942 году марш «Героям Отечественной войны». Он выделяется, прежде всего, ярко выраженными строевыми качествами. Их определяет характер двух основных тем: чёткость, чеканность, «собранность» первой и активность второй. Широкой – «богатырской» - поступью басов отмечена средняя часть. В 1972 году, на пороге семидесятилетия, композитор написал «Марш Московской Краснознамённой милиции». В отличие от более ранних маршей, в которых стремление к обновлению жанра обнаруживается буквально с первых тактов музыки, марш Московской милиции подчёркнуто традиционен. Музыка его близка многим советским и старым русским маршам. Но типично «хачатуряновское» легко обнаруживается и здесь. Таковы, например, шестой и седьмой такты темы, в которых привычная маршевая мелодия вдруг растворяется в гетерофонном трёхголосии с колючими малыми секундами. То же самое – в четырнадцатом такте. В этих тонких деталях мы узнаём почерк А. Хачатуряна, свойственный ему жизнерадостный юмор. В истории советского военного марша, в развитии всей советской музыки для духового оркестра марши А. Хачатуряна сыграли существенную роль. В настоящее время ни один композитор, работая в этой области, не может пройти мимо тех высоких образцов, к которым принадлежат марши А. Хачатуряна. Евгений Макаров МОЗГ, 1978 |