2 дня
О сайте8 1 | С10-09683-4 1977 |
I сторона Д. Шостакович (1906-1957) Семь стихотворений А. Блока Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано соч. 127 1.Песня Офелии – 2.49 2.Гамаюн, птица вещая – 3.31 3.Мы были вместе – 3.40 4.Город спит – 3.32 5.Буря 6.Тайные знаки 7.Музыка – 13.50 Аркадий Винокуров – скрипка Мария Чайковская – виолончель Евгений Ржанов - фортепиано II сторона Б. Лятошинский (1895-1968) Воспоминание (А.Мицкевич, русский текст Б.Левина) – 3.49 В альбом Каролины Яниш (А.Мицкевич, русский текст В.Брюсова) 1.23 Ой у полi тихий вiтер вie – 2.15 Хилитеся, rycтi лози – 2.06 Ой вербо, вербо – 3.25 Ой маю я чорнi брови – 2.24 А у тих багачок – 1.09 Зашумiла лiщинонька – 3.45 (обработки украинских народных песен) Гдалий Эльперин – фортепиано Звукорежиссер Ю.Винник Редакторы: Н. Кузык, К. Симонян Вокально-инструментальная сюита Д. Шостаковича «Семь стихотворений Александра Блока» (l968) написана на ранние стихи поэта. Музыка Шостаковича, раскрывая самую суть мироощущения Блока, обнажает крайние, грани его всегда напряженного лирико-поэтического «я»: звучание сокровенных струн человеческой души и глухое тревожное беспокойство предреволюционной поры. Обе эти сферы соединились — какими-то особенно тонкими и органичными нитями - в камерном по масштабам, но удивительно емком произведении композитора. Композиция сюиты строга и совершенна, как строга и совершенна последовательность самих стихов, тема которых — постижение внутреннего смысла жизни художника, жизни родины. Семь естественно и плавно переходящих друг в друга романсов образуют единую замкнутую волну с яркой драматической кульминацией («Буря») и просветленным послесловием-эпилогом («Музыка»). Необычна, по-своему уникальна тембровая палитра сюиты : сопрано, скрипка, виолончель и фортепиано складываются в своеобразный (и в каждом романсе — свой, особенный) тип вокально-инструментального ансамбля, где все голоса равно самостоятельны и значительны, где каждому предоставлена возможность солировать, где инструмент «поет» наравне с голосом, а голос порой лишь поддерживает «пение» инструментов. Открывающая сюиту «Песня Офелии» — проникновенный дуэт сопрано и виолончели, диалог, полный грусти и безутешной печали. Неотвязный образ , смерти, поселившийся в разорванном сознании Офелии, смерти, принимающей в трех строфах три разных обличья (разлука, тоска, гибель), раскрывается в безысходности ниспадающих интонаций сопрано, в статичной «завороженности» мелодических линий, в зыбкой неопределенности тональных красок. Резким контрастом врывается в полупризрачный мир «Офелии» романс «Гамаюн, птица вещая» — пример предельной драматизации камерного жанра. Гулкие строки стихотворения Блока, потрясая воображение зримой конкретностью образов, напоминают кровавые страницы древних русских летописей. Грозное внутреннее пение стихов поэта оживает в музыке Шостаковича, в которой слышится и тяжкая поступь народной беды, и голос пророческой птицы, полный смятенного ужаса и отчаянья. Просветленно - прозрачны и кристально чисты краски романса «Мы были вместе». Мелодические линии сопрано и скрипки тихо скользят в движениях менуэта, плавного и простодушно счастливого. «Город спит» – романс приглушенных теней, намеков туманных неопределенностей, за которыми лишь угадывается «дальнее отраженье» города, дальний и близкий лик грядущего. Тоскливо и одиноко остинато фортепиано и виолончели, как может быть одиноко бесконечное кружение по одной и той же дороге. Зыбкая и напряженная тишина «отблесков огня» служит контрастным вступлением к «Буре» — драматичнейшей кульминации сюиты. Разбросанная, изломанная мелодия начальных тактов романса, настойчиво и неотвратимо вдалбливаемый фортепиано мотив, напоминающий старинный напев Dies irae, нарочито жесткое, почти скрежещущее звучание — все это не только звукоизобразительные приемы, но воссоздание в музыке и трагического накала блоковской поэзии, и грозных и тревожных ритмов времени, и символа вечного беспокойства творческого духа. Стихотворение «Тайные знаки», затрагивая самые сокровенные стороны жизни художника, говорит о глубинных истоках его творчества. Вслед за Блоком в свои «тайные знаки» вслушивается композитор. Музыкальный язык романса: вытекает из основного образа стиха: начальное—тихое и неспешное — соло виолончели проходит последовательно все двенадцать тонов звукоряда как бы рисуя некий звуковой «знак», а скрипка и сопрано но, подхватывав тему, выявляют полифонические возможности. Полная благоговейной тишины и мерцающего света «Музыка» — проникновеннейший эпилог сюиты. В первые в нем объединяются все четыре исполнителя, впервые в романсе решительно преобладает голос, а остальные партии лишь создают безграничную звуковую перспективу - необыкновенно чистую и возвышенную. В спокойствии и безмолвии постигает человек музыку искусства, музыку своего духовного бытия. Заключение романса возрождает отголоски, казалось бы, утихших тревожных бурь, которые звучат то ли напоминанием, то ли предостережением. Н.Лукьянова Борис Николаевич Лятошинский — один из крупнейших украинских композиторов, родился в 1895 году в городе Житомире. В списке его сочинений - симфонии и оперы, поэмы и сюиты, квартеты, трио, сонаты, обработки украинских песен, различные хоры, кантаты, музыка для театра и кино Творчество его характеризует богатство музыкальной речи, драматизм и подлинная симфоничность мышления, органическая связь с песенным искусством славянских народов, с их историей и национальным эпосом. Украинская песенность вошла в сознание композитора с детских лет. В творчестве его народные мотивы впервые зазвучали в 1926 году, когда была написана простая, ясная, искрящаяся жизнерадостностью «Увертюра на, четыре украинские темы». В последующие годы Лятошинский создает две монументальные оперы — «Золотой обруч» (1929) и «Щорс» (1937), музыку к ряду кинофильмов: «Тарас Шевченко», «Кармелюк», «Кривавий свiтанок», «Иван Франко» и др., сюиты для симфонического оркестра и камерные произведения, в которых разрабатывает музыкальное творчество украинского народа. Обработки Лятошинским украинских песен продолжают классические традиции, идущие от Балакирева и Римского-Корсакова в России и Леонтовича на Украине. Те же эстетические принципы определяют стиль кантаты «Заповiт» на слова Т. Шевченко, «Шевченковской сюиты» для фортепиано и некоторых камерных ансамблей (Второе трио, Четвертый струнный квартет, «Украинский квинтет»). Поэтичность и одухотворенностью отличается симфоническая поэма «Гражина» (1955), навеянная одноименной балладой польского поэта Адама Мицкевича. Летом» 1958 года, в ознаменование 100-летия Польши, Лятошинский создал симфоническую поэму «На берегах Вислы», которой присуждена премия 1958 года «За укрепление культурных связей между Польшей и СССР». Наиболее значительным произведением Лятошинского по глубине содержания и по образности музыкального языка является третья симфония (1954) монументальный четырехчастный цикл, на протяжении которого композитор развертывает широкую, полную драматизма картину борьбы народа против поработителей. Б. Н. Лятошинский был выдающимся педагогом, воспитателем целой плеяды молодых украинских композиторов, а также активным деятелем — участником жюри многих международных конкурсов и фестивалей искусств. В одной из рецензий солистка Киевской филармонии Мария Майдачевская была названа «подвижником камерного пения». Прошло несколько лет, а певица не изменяет сложному, раз навсегда избранному пути - камерного исполнительства. И сегодня в программах ее гастрольных концертов малоизвестные или недавно созданные сочинения, выступления с ансамблем старинной музыки, с Киевским камерным оркестром, где традицией стали первые исполнения. Привлекает легкий, звенящий голос певицы, пластическая выразительность музыкальной фразы и, конечно же, врожденное чувство музыкального вкуса. Д. Д. Шостакович написал Марии Майдачевской: «Я считаю мою блоковскую сюиту моей удачей – простите за нескромность, — и для меня является большим счастьем то, что Вы так хорошо отнеслись к этому моему opus’y». |