1 день
О сайте20 2 | С10—08347-50 (2 пластинки) 1977 |
1 сторона С. ФРАНК (1822—1890) СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ля мажор 1. Allegretto ben moderato — 5.30 2. Allegro — 7.20 3. Recitativo-fantasia. Ben moderato—6.35 4. Allegretto poco mosso — 5.50 2 сторона P. ШТРАУС (1864—1949) СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ми бемоль мажор, соч. 18 1. Allegro ma non troppo — 10.00 2. Improvisation. Andante cantabile — 7.50 3. Finale. Allegro —7.25 3 сторона И. C. БАХ (1685—1750). ПРЕЛЮДИЯ, ЛУР И ЖИГА из Партиты № 3 для скрипки соло ми мажор, BWV 1006 — 8.24 Э. БЛОХ (1880—1959). ИМПРОВИЗАЦИЯ — 5.05 К. ДЕБЮССИ (1862—1918). ВАЛЬС соль мажор («Более чем медленный») — 3.59 Обработка Л. Рока 4 сторона С. РАХМАНИНОВ (1873—1943). ЭТЮД-КАРТИНА ми бемоль мажор, соч. 33 № 4 — 1.39 Обработка Яши Хейфеца М. де ФАЛЬЯ (1876—1946). КОЛЫБЕЛЬНАЯ из «Испанской народной сюиты» — 2.05 Обработка П. Коханского Ф. КРЕЙСЛЕР (1875—1962). ОХОТА (в стиле Картье) — 1.46 М. РАВЕЛЬ (1875—1937). ЦЫГАНКА концертная рапсодия — 7.54 М. КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО (1895—1968). ШЕПОТ МОРЯ — 1.17 Обработка Яши Хейфеца Партия фортепиано — БРУКС СМИТ Записано с концерта в «Dorothy Chandler Pavilion», Лос-Анджелес (США) 23 октября 1972 года Изготовлено по лицензии фирмы CBS (США) |
«Вероятно, никогда еще не было скрипача, который настолько приблизился бы к вершинам совершенства, как Хейфец», — писал Карл Флеш. Действительно, имя Хейфеца стало синонимом скрипичного мастерства. За более чем полвека он создал исполнительский эталон, которым измеряются современные скрипачи. В 1962 году Яша Хейфец возглавил класс мастерства в Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США). Таким образом, он возродил традиции великих виртуозов прошлого — Вьетана, Венявского, Иоахима, Изаи, которые при самой интенсивной концертной деятельности находили время, чтобы делиться своим опытом с молодым поколением скрипачей. Учитель Хейфеца, знаменитый Леопольд Ауэр, будучи солистом, участником квартета и дирижером, преподавал в Петербургской консерватории почти 50 лет и создал замечательную педагогическую школу, унаследованную многими его воспитанниками. Хейфец установил высокий уровень требований для поступающих в свой класс, и только очень подготовленные скрипачи получали право совершенствоваться под его руководством. После десяти лет преподавательской работы Хейфец решил дать сольный концерт в пользу фонда стипендий музыкальной школы при Университете Южной Каролины. Концерт состоялся в Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе 23 октября 1972 года, почти через 55 лет после американского дебюта прославленного скрипача (Карнеги холл, 1917 год), и был записан на двух пластинках, составивших настоящий альбом. Эта запись — уникальный документ, свидетельствующий о немеркнущем скрипичном мастерстве Хейфеца и в то же время о его эволюции. Технически Хейфец полностью сформировался уже в тринадцать лет. Совершенство правой и левой руки, легкость в преодолении величайших трудностей, безупречная чистота интонации были отмечены критиками еще в 1914 году. Но стиль скрипача развивался гораздо медленнее, и лишь со временем его игра приобрела сдержанную силу, глубину и мужественную зрелость, свободную от всякой сентиментальности. Его постоянный самоконтроль иногда ошибочно принимали за холодность. В действительности же он презирал все внешние эффекты исполнения; его удивительные пальцы, под которыми трепетала живая душа произведения, его vibrato и portamento, как бы изнутри освещающие звук и создающие пластичную лепку каждой фразы, — все это было поставлено на службу музыкальной мысли. Выйдя из-под опеки Ауэра в возрасте шестнадцати лет, Хейфец пересмотрел затем весь свой репертуар. Он начал включать в программы новые концерты — Уолтона, Кастельнуово-Тедеско, Рожи, Корнгольда, Грюнберга, пьесы Рахманинова, Прокофьева, Гершвина, одним из первых исполнил Второй концерт Прокофьева. Он вступил в царство камерной музыки, с увлечением играл в камерных ансамблях, где его скрипка была не хозяином, но лишь первой среди равных. Итак, Хейфец-скрипач достиг мастерства в тринадцать лет, но Хейфец-музыкант никогда не стоял на месте, никогда не переставал расти. Эта запись — итог творческой жизни большого музыканта, жизни, полной замечательных художественных открытий. В 1971 году семидесятилетний Хейфец снялся в часовом телевизионном фильме-концерте. Поразительно, как мало изменилась манера игры скрипача! Он держит инструмент очень высоко, без какой-либо видимой опоры на плечо. Лицо обращено прямо к скрипке. Глаза, почти закрытые, внимательно следят за смычком и пальцами. Локоть правой руки направлен под углом вверх, что противоречит классической постановке, но, очевидно, удобно для его индивидуальной техники. Смычок плотно прилегает к струнам. Фигура почти неподвижна, лицо выражает крайнюю сосредоточенность, ни единого лишнего или показного жеста. Так он играл в семнадцать лет, так он играет в семьдесят. Доктор Б. ШВАРЦ (из аннотации к альбому фирмы CBS) |