1 день
О сайте19 2 | М10-39267-70 (2 пластинки) 1976 |
Первая пластинка: Ария Игоря («Князь Игорь», 2 д. - А. Бородин); Сцена и ария Демона («Демон», 2 д. - А. Рубинштейн) - Л. Лобанова (Тамара); Ария Грязного («Царская невеста», 1 д. - И. Римский-Корсаков); Ариозо Мизгиря («Снегурочка», 3 д. - И. Римский-Корсаков); Сцена и ария Онегина («Евгений Онегин», 1 д. - П. Чайковский); Ария Жермона («Травиата», 2 д.- Дж. Верди); Монолог и ария Риголетто («Риголетто», 1 и 2 д. - Дж. Верди); Каватина Валентина («Фауст», 1 д. - Ш. Гуно); Шотландская застольная (Л. Бетховен). Записи 1958-1964 гг. Вторая пластинка: Нам звезды кроткие сияли, Ночи безумные (П. Чайковский); Баллада (А. Рубинштейн); Сомнение (М. Глинка); Обойми, поцелуй (М. Балакирев); Узник (А. Гречанинов); Как король шел на войну (Ф. Кенеман); Россия, Ничего не говорила (В. Соловьев-Седой); Песня о Днепре (М. Фрадкин); По саду городскому (русская нар. песня); Ой чого ти, дубе (К. Стеценко), Удовицю я любив (М. Кроливницкий) - на украинском яз.; Песня бобыля Микиты («Цветок счастьзя» - А. Туренков), Песня про Неман (И. Соколовский) - на белорусском яз. Записи 1957-1960 гг. |
М10-39267-70. Искусство Н.Ворвулёва (2 пл.) (баритон) 01 01.Ария Игоря (Князь Игорь, 2 д.) (А.Бородин) 02.Сцена и ария Демона (Демон, 2 д.) (А.Рубинштейн) 03.Ария Грязного (Царская невеста, 1 д) (Н.Римский-Корсаков) 04.Ариозо Мизгиря (Снегурочка, 3 д.) (Н.Римский-Корсаков) 05.Сцена и ария Онегина (Евгений Онегин, 1 д.) (П.Чайковский) 02 06.Ария Жермона (Травиата, 2 д.) (Дж.Верди) 07.Ария Риголетто (Риголетто, 2 д.) (Дж.Верди) 08.Ария Риголетто (Риголетто, 3 д.) (Дж.Верди) 09.Каватина Валентина (Фауст, 1 д.) (Ш.Гуно) 10.Куплеты Эскамильо (Кармен, 2 д.) (Ж.Бизе) 11.Шотландская застольная (Л.Бетховен – В.Шмидт, р/т А.Глобы) 03 12.Нам звёзды кроткие сияли (П.Чайковский – А.Плещеев) 13.Ночи безумные (П.Чайковский – А.Апухтин) 14.Баллада (А.Рубинштейн – И.Тургенев) 15.Сомнение (М.Глинка – Н.Кукольник) 16.Обойми, поцелуй (М.Балакирев – А.Кольцов) 17.Узник (А.Гречанинов – А.Пушкин) 18.Как король шёл на войну (Ф.Кенеман – М.Конопницкая) 04 19.Россия (В.Соловьёв-Седой – В.Дыховичный) 20.Ничего не говорила (В.Соловьёв-Седой – А.Фатьянов) 21.Песня о Днепре (М.Фрадкин – Е.Долматовский) 22.По саду городскому (русская нар. песня) 23.Ой чого ти, дубе (К.Стеценко – С.Черкасенко) 24.Удовицю я любив (М.Кроливницкий) 26.Песня бобыля Микиты (Цветок счастьзя) (А.Туренков) 26.Песня про Нёман (И.Соколовский – А.Астрейко) Л. Лобанова (Тамара) (2) на украинском (23,24) и белорусском (26) яз. Архивные записи 1958-1964 гг. (1-11); 1957-1960 гг. (12-26) Реставрация Т.Павловой Редактор И.Орлова Многим фронтовикам, кто прошел по дорогам Великой Отечественной войны от Москвы до Балтики, запомнились песни в исполнении рядового Николая Ворвулева, Его сильный, мужественный голос звучал в армейском ансамбле песни и пляски с начала и до конца войны. Он проникал в самую душу, приносил утомленным солдатам переднего края счастливые минуты отдыха. Ворвулеву и его друзьям по ансамблю приходилось не только петь, но и не раз браться за автомат или гранату. Это понятно. Была война... Николай Дмитриевич Ворвулев родился в 1917 году на Дону в селе Павловске. Семья была небольшая, но пели все: у отца был неплохой бас, у матери — сопрано, у брата — баритон, у сестры — контральто. Николай удивительно «выводил» тенором. Неудержимая тяга к музыке, любовь к песне проявились у Николая Ворвулева в раннем возрасте. ...Шел 1935 год. Николай учился в Ворошиловградском железнодорожном училище. И везде, где только была возможность, будущий железнодорожник пел. Через год он поступил в Артемовское музыкальное училище. Успешно окончив его, продолжил занятия в Белорусской государственной консерватории. Мечта о том, чтобы стать профессиональным певцом, казалось, осуществилась. Но окончить консерваторию помешала война. Ворвулев ушел на фронт. ...Весна 1946 года. Минск. На театральных афишах белорусской столицы появилось имя нового певца — Николая Ворвулева. Его первым значительным творческим успехом была партия Эскамильо в опере «Кармен». Музыкальный талант, сильный и звучный голос (драматический баритон) позволяли Ворвулеву справляться с исполнением самых сложных партий баритонового репертуара. Тонкое понимание замысла композитора, свободное владение выразительной музыкальной фразировкой, способность к убедительному сценическому перевоплощению определили ведущее положение артиста в труппе театра. Не оставляя сцены, Николай Дмитриевич продолжал упорно учиться. В 1952 году он окончил Минскую консерваторию. Превосходная профессиональная школа и богатый сценический опыт ярко проявились и во всех последующих работах Н. Д. Ворвулева, создавшего глубоко индивидуальные, впечатляющие образы в операх советских, русских и зарубежных композиторов. Горячими аплодисментами наградила певца московская публика в 1956 году в дни декады белорусской литературы и искусства. Он не только выступал здесь в оперных спектаклях, но и чудесно пел советские, русские, украинские, белорусские народные песни. В том же году Н. Д. Ворвулев был удостоен звания народного артиста СССР. С 1957 года Н. Д. Ворвулев — солист Киевского академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. На многочисленных встречах певца с украинскими слушателями в театрах, концертных залах, цехах заводов, колхозных и воинских клубах всегда царила атмосфера праздничности, свидетельствуя о том, что искусство артиста близко, понятно и дорого самой широкой аудитории. С большим успехом пел Ворвулев в оперных театрах и концертных залах многих городов Советского Союза. Его имя получило широкую известность и далеко за пределами нашей страны. Советскому артисту аплодировали слушатели Польши, Германской Демократической Республики, Югославии. Вместе с группой советских артистов он успешно гастролировал в Англии, исполняя арии из русских опер, песни советских композиторов. Вот что писала английская газета «Манчестер Гардиан» 21 ноября 1955 года: «Советские артисты создали атмосферу теплоты и энтузиазма, особенно Николай Ворвулев, который является не только прекрасным баритоном, но и депутатом Белорусского парламента». Подобную оценку дала Ворвулеву и «Дейли Уоркер». «Никогда не забуду, — рассказывал Николай Дмитриевич, — того теплого приема, который нам устроили шотландские шахтеры. Когда мы уезжали на Родину, нас провожали большие массы людей. А только отошел поезд, над толпой зазвенела песня. Шотландские рабочие пели о великой русской реке Волге, о героическом Сталинграде. И мы прекрасно понимали: слова приветствий, которые раздавались вокруг, были адресованы советскому народу». За двадцать лет работы на оперной сцене Н. Д. Ворвулев спел около тридцати разноплановых партий лирического и драматического баритона в операх советских, русских и зарубежных композиторов; среди них — Максим («Арсенал» Г. Майборо-ды), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Данкевича), Апанас («Девушка из Полесья» Е. Тикоцкого), Митька Коршунов («Тихий Дон» И. Дзержинского), Петруччио («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), Демон («Демон» А. Рубинштейна), Онегин, Мазепа, Роберт, Елецкий и Томский («Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Пиковая дама» П. Чайковского), Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Риголетто, Жермон, Амонасро («Риголетто», «Травиата», «Аида» Дж. Верди), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Эскамильо («Кармен» Ж. Визе), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Тельрамунд («Лоэнгрин» Р. Вагнера) и другие. По единодушному мнению критики, лучшей работой Ворвулева является партия Демона, которую он спел более двухсот раз. Этому образу артист придал реальные, земные черты, подчеркнув преображающую гордую силу любви и дерзкий поединок с небом. Отчаяние, боль, тоска, сознание вновь наступившего одиночества и проигранной борьбы с богом слились воедино в финальной сцене Демона. Он неистов в своем последнем человеческом отчаянии. В трактовке Ворвулевым образа Риголетто — на первом плане любящий и страдающий отец. Проклятый всеми, он молится одной святыне — дочери, она заменила ему «веру, семью и отчизну». В опере «Князь Игорь» Ворвулев—Игорь, мужественный русский витязь, все помыслы которого отданы Родине. В своей знаменитой арии артист выразительно передает смену настроений героя, его тоску, его непреклонную решимость продолжать борьбу с врагами Руси. Концертная деятельность Н. Д. Ворвулева не ограничивалась залами театров, филармоний и дворцов культуры. С чувством огромной ответственности и вдохновением пел он для самой массовой аудитории слушателей: в заводских цехах легендарного «Арсенала», на палубе линкора, на поле, прямо под открытым небом перед тысячами тружеников сельского хозяйства. В концертах артист исполнял арии из опер, классические романсы, народные песни, песни советских композиторов, среди которых «Россия» В. Соловьева-Седого, «Песня о Днепре» и «Песня о Сталинграде» М. Фрадкина занимали особое место. Вся творческая жизнь Николая Дмитриевича Ворвулева была отдана людям; своим искусством он служил родному народу преданно и самоотверженно, с глубокой любовью. И лучшей наградой певцу была ответная любовь слушателей, которую сохранили в своих сердцах все, кто любит и ценит вокальное искусство. Юрий Гуляев, народный артист СССР |