5 дней
О сайте4 | М40-39027-28 1976 |
Фрагменты спектаклей Государственного Академического Малого театра СССР: 1-я сторона К. ТРЕНЕВ. Любовь Яровая. Сцены из спектакля Панова — Е. Гоголева Яровая — В. Пашенная Яровой — М. Царев Чир — И. Скуратов К. ГУЦКОВ. Уриель Акоста. Сцена из 2-го действия Юдифь — Е. Гоголева Уриель Акоста — А. Остужев Г. ИБСЕН. Привидения. Сцена из 2-го действия Фру Альвинг —Е. Гоголева Пастор Мандерс — Е. Велихов 2 сторона А. ОСТРОВСКИЙ. Воевода. Сцена из 5-го действия Олёна — Е. Гоголева Роман — П. Садовский Э. СКРИБ. Стакан воды. Сцена из 4-го действия Герцогиня Мальборо — Е. Гоголева Лорд Болинброк — В. Аксенов М. ГОРЬКИЙ. Варвары. Сцены из спектакля Надежда Монахова— Е. Гоголева Черкун — Н. Анненков Анна Федоровна — К. Тарасова Монахов — С. Велихов Цыганов — К. Зубов Богаевская — Е. Турчанинова Доктор Макаров — П. Старковский Комментарий читает Г. Куликов |
Апрелевский завод, 1977 Когда юную Гоголеву — в то время студентку драматического отделения Московского филармонического общества — ее педагог И. А. Рыжов спросил, в какой театр она хотела бы поступить после выпуска, Елена Николаевна не колеблясь ответила: «В Малый, только в Малый!» Успешно сдав экзамены за второй курс, юная артистка была принята в труппу Малого театра, и уже через несколько месяцев, осенью 1918 года сыграла Джессику в трагедии Шекспира «Венецианский купец»... Восемнадцати лет от роду выступать на подмостках любимого театра вместе с прославленными артистами русской сцены... Это казалось сном! «Все было очень по-старинному, — вспоминает об этом чудесном дне Елена Николаевна Гоголева. — После первого акта О, А. Правдин, игравший в спектакле Шейлока, взял меня за руку и подвел к рампе — старейший артист представлял публике молодую дебютантку...» После Джессики Гоголева исполнила две разные, но очень важные для нее роли: Софью в «Горе от ума» А. Грибоедова и Татьяну в пьесе М. Горького «Старик». Молодая актриса играла Софью по-новому, по-своему, неожиданно отойдя от традиционного толкования этого образа. Ее трактовку признали старшие мастера театра А. И. Южин и П. М, Садовский. В пьесе Горького для нее также открылось нечто новое, чего она раньше не знала, а только ощущала... «Играя Татьяну, я, как мне казалось, ничего не дела-s ла, — вспоминает актриса. — Было, видимо, интуитивно верное ощущение, что в пьесах Горького нужно как можно меньше «играть». Так начинался путь Гоголевой к большому реалистическому искусству. Выступая на сцене с такими корифеями, как Ермолова, Лешковская, Правдин, Южин, Садовский, Яблочкина, Остужев, актриса постигала «секреты» актерской профессии,., Обучаясь мастерству «стариков», она вырабатывала свою собственную манеру игры... Никогда не отказываясь ни от одной роли, центральной или самой маленькой, Гоголева играла много, самозабвенно отдавая любимому искусству все свои творческие и душевные силы... За первые десять лет работы в Малом театре Гоголева сыграла более ста самых разнообразных ролей... Сто ролей — и каких! Софья и Лиза в «Горе от ума» А. Грибоедова, Аглая и Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф. Достоевского, Вера в «Обрыве» А. Гончарова, Дездемона в «Отелло» и Катарина в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, героини Тургенева, Гюго, Зудермана, Скриба, наконец многочисленные образы в пьесах великого русского драматурга А, Островского; среди них — Лариса в «Доходном месте», Аксюша в «Лесе», Негина в «Талантах и поклонниках», Олена в «Воеводе» и многие другие... Образ Олены — русской женщины, сильной духом, верной и свободолюбивой,— близкий актрисе своим романтизмом — стал как бы отправочной точкой ее сценических созданий. Огромная работоспособность, великолепное владение всеми компонентами сценического мастерства, прекрасные внешние данные и, главное, глубокое проникновение в сложный внутренний мир своих героинь— все это способствовало тому, что Елена Николаевна Гоголева стала одной из ведущих артисток Малого театра, наиболее яркой представительницей его театральной школы... В первые годы сценической деятельности, когда на плечи актрисы легли все основные женские роли в театре, Гоголева создала одну из своих самых значительных ролей — Панову в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева. Эта роль была высоко оценена критикой и имела огромное значение для всего дальнейшего творчества актрисы... В последующие годы, наряду с произведениями русской классики и современной советской драматургии, она играет близкие ее актерскому дарованию романтические роли Шиллера и Гуцкова, такие, как Эболи в «Дон Карлосе», леди Милфорд в «Коварстве и любви», Юдифь в «Уриеле Акосте». Одна из наиболее ярких актерских работ Гоголевой этого периода — Альбина Мегурская в одноименной драме Н. Шаповаленко. Преодолев слабость и явный мелодраматизм пьесы, Гоголева воплощала на сцене яркую героическую судьбу пламенной польской революционерки. Удачное выступление в роли Альбины Мегурской как бы вновь подтвердило ее стремление создавать характеры сильные, свободолюбивые, героические. В трагедии Пушкина «Борис Годунов» актриса избрала противоположный путь — она отказалась от романтического толкования образа. Ее ослепительная в своей неотразимой красоте Марина Мнишек была вполне «земной» женщиной, трезвый ум которой подавлял своим холодным расчетом. И вот новая встреча с драматургией Горького: Надежда Монахова в спектакле «Варвары». Образ провинциальной мещанки, начитавшейся романов и мечтающей о каком-то несбыточном счастье, был исполнен подлинного трагизма; своей цельностью и душевной чистотой он возвышался над мирком «варваров», мелких людишек, с их мелкими страстями и эгоистическими интересами. «Варвары» — последняя предвоенная работа Елены Николаевны. В 1942 году с первой актерской бригадой Малого театра Елена Николаевна отправилась на Западный фронт. Вспоминая о суровой военной поре, о встречах с бойцами, замечательными советскими патриотами, актриса писала: «Все они помогли мне не просто понять, но и «пропустить через себя» характер героя моего времени, который я в меру своих творческих сил стремилась воплотить на сцене Малого театра в ролях военного врача Лавровой («Великая сила» Б. Ромашова), актрисы Гореловой («За тех, кто в море» Б. Лавренева), партийного работника Полозовой («Московский характер» А. Софронова)», Создавая на сцене образы современниц, Гоголева стремилась сказать свое слово о жизни нашего народа, о нашей действительности; в них ярко проявилась творческая и гражданская зрелость актрисы. Идут годы... Сегодня невозможно перечислить все роли Елены Николаевны, сыгранные в Малом театре, — их более трехсот. Главные и эпизодические, романтические и бытовые, трагические и лирические — все они говорят о непрестанном труде и подлинном творческом горении... На протяжении всей своей жизни Гоголева обращается к Островскому. Она играет Вышневскую в «Доходном месте», Мурзавецкую в «Волках и овцах», сумасшедшую барыню в «Грозе», Кисельникову в «Пучине»... К лучшим ее ролям последних лет относятся фру Альвинг в «Привидениях» Г. Ибсена, Хлестова в «Горе от ума», фрау Петере в драме «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана... Мир пристрастий актрисы широк. Он не ограничен узкопрофессиональными интересами. «...На свете есть такое призвание — советский актер, — говорит актриса. — В нашей стране художник поставлен в один ряд с общественным деятелем уже по самому характеру своей профессии. Такое понимание искусства и такое отношение к его мастерам превратило профессию актера в одну из самых почетных и почитаемых...» В этих словах — творческое и жизненное кредо Гоголевой. Все ее творчество, вся ее кипучая общественная деятельность, все ее добрые, хорошие дела, ее простая человеческая помощь и забота о людях, о своих товарищах-актерах подтверждают эти слова... Имя ее популярно в народе, хорошо известно любителям театрального искусства... Имя народной артистки СССР, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического Труда, коммунистки Елены Николаевны Гоголевой... Елена Николаевна полна творческих замыслов, ждет новой интересной работы, чтобы сказать людям что-то новое, значительное. Словно не прошло более полувека с тех памятных мгновений, когда О. А. Правдин вывел ее к рампе, чтобы впервые представить московской публике. |