10 час.
О сайте25 3 | С10-07541-4 (2 пластинки) 1976 |
Первая пластинка № 5 си бемоль мажор, № 6 фа мажор, № 7 ре мажор, № 8 соль минор. Вторая пластинка № 9 фа мажор, № 10 до мажор, № 11 си бемоль мажор, № 12 фа мажор. Ансамбль солистов Академ. симф. оркестра Московской гос. филармонии В. Жук (I скрипка), М. Копелман (II скрипка), С. Гранит (виолончель) |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ТУ-43.10.1.74. Сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ТУ-43.10.1.74. Сторона 1 |
Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Московской гос. филармонии, дир. Игорь Ойстрах В. Жук - 1 скрипка М. Копелман - 2 скрипка С. Гранит - виолончель |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 1 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1978 Лицевая сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1978 Обратная сторона |
Всесоюзная студия грамзаписи ГОСТ 5289-73. Сторона 1 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 1 |
Мало кто из композиторов прошлого удостаивался при жизни такой широкой известности, такого всеобщего признания, как Арканджело Корелли, создатель цикла двенадцати Concerti grossi, сыгравших поистине историческую роль в развитии инструментальной музыки в Италии, Германии, Франции и во многих других странах Европы. Современники называли его «Новым Орфеем», «Колумбом в музыке». Поэты посвящали ему стихи, музыканты — серьезные исследования. Франсуа Куперен, прозванный современниками «Великим», отдал дань памяти Корелли, написав семичастный концерт «Апофеоз Корелли». Младшие современники композитора — Франческо Джеминиани и Джузеппе Тартини - разрабатывали его темы в своих произведениях. Знаменитая «Фолия» — старинная испанская мелодия, волнующая песня о страстной, неразделенной любви, — которую использовали в своих сочинениях Фрескобальди и Корелли, Вивальди и Доменико Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах и его сын Филипп Эмануэль, Гретри и Керубини, — осталась тем не менее в музыкальной истории как «Фолия» Корелли. Наш великий соотечественник Сергей Рахманинов так и назвал свое сочинение — «Вариации на тему Корелли». Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно на Адриатическом побережье, между Равенной и Болоньей. Он происходил из древнего культурного рода, давшего Италии юристов, врачей, математиков. Были среди предков Корелли поэты и музыканты. Свои первые уроки музыки будущий композитор получил у безвестного священника из Фаэнцы. В 1666 году он переезжает в Болонью, где поступает в скрипичную школу Гаибара. Позже Корелли совершенствуется у Джованни Бенвенутти и у знаменитого виртуоза-импровизатора Леонардо Бруньоли. Последний, по-видимому, оказал на молодого музыканта решающее влияние. В семнадцать лет Корелли становится членом «Филармонической академии», основанной незадолго до его приезда в Болонью. Первые произведения композитора выходят подписанные псевдонимом «Болонский маэстро». Если верить хронике того времени, Корелли покинул город в 1670 году, видимо, в чем-то недовольный своим положением. Через несколько лет он появляется в Риме, где устраивается на место скрипача в церкви Сан Луи де Франсе. Одновременно обучается композиции у Пьетро Симонелли, прозванного «Палестриной XVII века». Музыкальная жизнь Италии XVII-XVIII веков поражала приезжавших из других европейских стран, своей интенсивностью и разнообразием. Неаполь, Венеция, Рим, Болонья были подлинными музыкальными столицами, оспаривавшими первенство друг у друга. Обилие оперных театров (к примеру, в Венеции их было семь, а в Неаполе — пять) привело к перемещению центра музыкальной жизни из церкви в светскую сферу. Да и в самих церквах прихожане частенько собирались, привлеченные громким именем какого-нибудь заезжего виртуоза. Профессия скрипача, таким образом, была весьма в чести. В 1679 году А. Корелли выступает в качестве концертмейстера в Римском театре «Капраника», где шла опера его друга Бернардо Пасквини. В 1682 году имя Корелли упоминается в качестве руководителя струнного ансамбля на праздничном концерте в церкви Сан Луи де Франсе. Все это свидетельствует о том, что к тому времени он уже занимал прочное положение в музыкальном мире. Произведения Арканджело Корелли были немногочисленны. Он опубликовал четыре цикла трио-сонат (всего 48) и один цикл сольных сонат для скрипки и клавесина (всего 12), которые и сделали его известным всей музыкальной Европе, хотя, подобно Иоганну Себастьяну Баху, Корелли не покидал пределов родной страны. Концентрация творческой активности на жанре инструментальной музыки отличает Корелли от его великих современников Вивальди и Генделя, стремившихся к универсальности. Но, может быть, еще в большей степени, чем соната, совершенствованию которой Корелли отдал столько сил, в его посмертной славе сыграли роль знаменитые двенадцать Concerti grossi, соч. 6. Концерты эти были напечатаны в Амстердаме уже после смерти Корелли. Однако первое исполнение отдельных сочинений из этого опуса относится к 1682 году. Один из современников рассказывает о репетициях этих концертов в доме Корелли, а также о публичном их исполнении в палаццо Риарио, где с 1659 года поселилась бывшая Шведская королева Христина. Ее дворец, в котором были собраны богатейшие художественные коллекции, привлекал музыкантов, поэтов, художников из разных стран. На одном из многочисленных концертов, происходивших в палаццо Риарио, была, например, исполнена кантата Бернардо Пасквини. Хором и оркестром, состоявшими из 250(!) исполнителей, управлял Арканджело Корелли. При исполнении собственных концертов композитор довольствовался, примерно, двадцатью — тридцатью музыкантами. Корелли писал очень медленно и тщательно отшлифовывал каждую строчку своих партитур. Столь же скрупулезно он добивался от исполнителей совершенства в воспроизведении тончайших звуковых и нюансовых градаций, законченности и пластичности штрихов, а также верности стилистическому замыслу. Как писал Франческо Джеминиани, «он останавливал оркестр, если только замечал малейшее уклонение хоть одного смычка». Другой ученик Корелли, Джованни Батиста Сомис свидетельствует: «Он преодолевал на скрипке главную трудность, выдерживание длинной ноты. Движение смычка продолжалось так долго, что одно воспоминание о нем захватывало дыхание». Об этом замечании напоминают медленные части кореллиевских концертов. Достигнув европейской известности, Корелли примерно к 1710 году постепенно отходит от активной музыкальной деятельности. Предполагают, что последние годы его жизни были омрачены какой-то мучительной болезнью. Умер Корелли 8 января 1713 года и посмертно был удостоен еще одной чести: его похоронили в церкви Санта Мария делла Ротонда, в древнем пантеоне, где с XVI века покоятся художники, скульпторы, музыканты. Кончерто гроссо («большой концерт») в конце XVII и начале XVIII века (до окончательного формирования и повсеместного распространения симфонии) был ведущим жанром европейской оркестровой музыки. Концерты представляли собой циклические композиции с почти обязательным сопоставлением медленных и быстрых темпов. Каждая часть, таким образом, имела свой ярко очерченный облик, а все произведение приобретало должное многообразие. Внутри частей живость и богатство оттенков достигались за счет постоянного чередования группы солистов и tutti. Двенадцать концертов А. Корелли сыграли колоссальную роль в дальнейшем развитии инструментальной музыки и жанра сольного инструментального концерта. Они стали фундаментом, на котором выросло и величественное здание Классической симфонии. Ясность и завершенность мысли, чеканная форма, отточенность фактуры — черты, свойственные сочинениям этого цикла Корелли. Он как бы подвел итог многочисленным исканиям в области инструментального искусства, где его роль можно сравнить с аналогичным значением реформы Монтеверди для развития оперы. Влияние Корелли и его концертов на современников было огромно. Достаточно указать на генделевские оркестровые концерты соч. 3 и соч. 6. Вслушиваясь внимательно в музыку концертов Корелли, можно убедиться, насколько они отличны друг от друга при всем их формальном сходстве. Форма Concerto grosso, так счастливо найденная композитором, не становится для него оковами. В ней он творит свободно и раскрепощенно. Сколько богатства и разнообразия, контрастов света и тени, динамики развития музыкальной ткани! Вспомним о тщательности, с которой Арканджело Корелли отшлифовывал мельчайшие детали своих партитур — они совершенны и безупречны. Внешне Корелли следует существовавшей тогда жанровой классификации инструментальных циклов: No 1—8 — это Conсеrti da chiesa («Церковные концерты»), отличающиеся строгой возвышенностью музыкальных образов; No 9—12 — Concerti da camera («Камерные концерты»), близкие к сюите и включающие вступительную прелюдию и ряд характерных танцев: аллеманду, куранту, сарабанду, менуэт, гавот, жигу... Однако композитор как бы стирает четкие грани между концертами обеих групп, широко применяя в «Церковных концертах» танцевальные мелодии и ритмы (хотя и избегая жанровых заголовков), вводя в «Камерные концерты» развернутые полифонически разработанные части и проникновенные лирические интермеццо. В концертах Корелли количество частей не было строго регламентировано — господство трехчастной схемы (быстро — медленно — быстро) установил его младший современник Антонио Вивальди. Концерты Корелли — это многочастные композиции, разделы которых, различные по масштабам и степени обособленности, обычно сменяют друг друга по принципу темпового контраста. Традиционные старинные двухчастные и трехчастные формы композитор трактует с удивительным разнообразием и изобретательностью. Широкое использование полифонических приемов вплоть до фуги в Concerti da chiesa cлyжит действенным фактором активизации развития, везде основанного на красочных сопоставлениях soli (двух скрипок и виолончели) и tutti, словно соревнующихся между собой. Концертам Корелли присуще поразительное богатство круга настроений. Здесь и радостная приподнятость, и живой юмор, и проникновенная лирика, и суровый драматизм (в этом отношении показательны минорные концерты No 3 и No 8 — знаменитый «Рождественский»). Величавое вступление сменяется энергичной фугой, скорбное Adagio — задорным танцем. Музыка Больших концертов Корелли, в которой царят гармония и соразмерность формы, ясность и простота, поразительное искусство инструментовки, обогащает наше представление об Италии того времени, о духовной жизни ее народа. Этим Концертам, как нельзя более, подходит формула «классическое совершенство». |