13 дней
О сайте6 6 | Д 29511-2 1971 |
М. Иванов. Ария Соловья. ("Забава Путятишна"). А. Рубинштейн. Романс Синодала ("Демон"). Н. Римский-Корсаков. Песня Левко ("Майская ночь"). П. Чайковский. Ариозо Ленского ("Евгений Онегин"). А. Бородин. Речитатив и каватина Владимира Игоревича ("Князь Игорь"). Дж. Мейерберг. Романс Рауля ("Гугеноты"). Ш. Гуно. Каватина Ромео ("Ромео и Джульетта"). Р. Вагнер. Рассказ Лоэнгрина ("Лоэнгрин"). Ж. Массне. Грезы де Грие ("Манон"). |
Д-29511-2. Дмитрий Смирнов, тенор. Выдающиеся певцы 01 01.Ария Соловья. (Забава Путятишна) (М.Иванов) 02.Романс Синодала (Демон) (А.Рубинштейн) 03.Песня Левко (Майская ночь) (Н.Римский-Корсаков) 04.Ариозо Ленского (Евгений Онегин) (П.Чайковский) 05.Речитатив и каватина Владимира Игоревича (Князь Игорь) (А.Бородин) 02 06.Романс Рауля (Гугеноты) (Дж.Мейерберг) 07.Каватина Ромео (Ромео и Джульетта) (Ш.Гуно) 08.Рассказ Лоэнгрина (Лоэнгрин) (Р.Вагнер) 09.Грёзы де Грие (Манон) (Ж.Массне) На итальянском яз. (9) Записи 1910 (7), 1911 (2,5,8), 1913 (4,6), 1914 (1), 1921 (9), 1924 (3) |
В области русского вокального исполнительства искусство Дмитрия Алексеевича Смирнова являет собой пример технического совершенства, безупречного вокального мастерства. По свидетельству современников, Смирнов не обладал от природы исключительными вокальными данными. Однако безукоризненное владение всеми компонентами, необходимыми для создания полноценного сценического образа в современном оперном театре (свободная вокализация, сценическая пластика, проникновение в психологию героя, умение носить костюм), позволило Смирнову блистать в течение четверти века на лучших оперных сценах мира. Дмитрий Алексеевич Смирнов родился 7 (19) ноября 1882 года в Москве в семье инженера. После окончания гимназии юноша поступил в Московское высшее техническое училище. В свободное от занятий время Смирнов пел в церковном хоре, выступал на студенческих музыкальных вечерах. Однако это увлечение носило в то время чисто дилетантский характер. Он пока не решался оставить училище и посвятить себя пению, тем более, что его скромные вокальные успехи еще не давали оснований надеяться на карьеру певца-профессионала. Все же в 1902 году Смирнов делает более или менее решительный выбор и начинает регулярные занятия пением с Эмилией Карловной Павловской, известным вокальным педагогом того времени. Голос молодого Смирнова — лирический тенор — был в ту пору не слишком сильным, небольшим по диапазону, с глуховатыми низами, приятным — но и только — тембром и с сильнб тремолирующим звуком. Однако юношеский энтузиазм, энергия и поразительная работоспособность скоро начали приносить свои плоды. Уже через год молодой певец дебютировал в театре «Эрмитаж», арендованном «Товариществом артистов московской частной оперы», исполнив партию Джиджи в опере Э. д'Эспозито «Каморра». Несомненный успех придал Смирнову уверенность в собственных силах. В сезон 1903—1904 года он решается на пробу с оркестром на сцене московского Большого театра. Дебютант исполнил Каватину Фауста из одноименной оперы Гуно и сцену из «Риголетто» Верди. Прослушивание прошло успешно; Смирнов был принят в труппу на вторые теноровые партии (Синодал, Индийский гость, Баян). Однако, не совсем удовлетворенный своей вокальной подготовкой, певец, уже исполнив в Большом театре партии Фауста и Ленского, предпринимает поездку в Париж и Милан. Здесь он шлифует свою певческую технику, полностью овладевает искусством кантилены итальянского бель канто и возвращается в Москву во всеоружии своего таланта. Для дебюта после зарубежной поездки певец выбрал партию Рауля в опере Мейербера «Гугеноты». Эта партия требует от исполнителя определенной мощи голоса и технической виртуозности. Когда Смирнов исполнил труднейший романс Рауля точно по партитуре, где указаны восходящие и нисходящие хроматические пассажи, доступные по высоте тесситуры разве что колоратурному сопрано, в театре разразилась овация. Требовательная московская публика была покорена искусством певца. В 1906—1910 годах Смирнов поет в Большом театре, а в 1911 году переезжает в Петербург и поступает на Мариинскую сцену. Петербургский период жизни певца охватывает почти целое десятилетие. В 1920 году Смирнов уезжает за границу и совершает длительные гастрольные турне. Его артистическому мастерству аплодируют Париж и Лондон, Брюссель и Мадрид, Нью-Йорк и Буэнос-Айрес. Постоянными партнерами Смирнова в России и в зарубежных поездках были выдающиеся русские певцы А. В. Нежданова, Л. Я. Липков-ская, Ф. И. Шаляпин. Как оперный артист Дмитрий Алексеевич Смирнов поражал широтой своего амплуа. В его репертуар входили партии и чисто лирического плана, и меццо-характерные, и даже сугубо драматические. Не все они удавались певцу в одинаковой степени. Если в партиях Надира, Герцога Мантуанского, Вертера, де Грие, графа Альмавивы, Фауста, Рудольфа соперничать со Смирновым мог лишь «великий лирик» Собинов, то в партиях драматического и героического характера (Самозванец, Герман, Хозе, Канио) Смирнов бывал менее убедителен, хотя отличная техническая подготовка, огромный опыт, особая сценическая пластичность и благородство вокализации всегда выручали певца. С 1920 года Д. А. Смирнов уже постоянно жил за границей, но дважды — в 1926 году и в сезон 1928—1829 года — приезжал в нашу страну. В 1929 году он выступал с концертами в Тбилиси. Здесь его услышал Сергей Яковлевич Лемешев, в то время солист тбилисской оперы. В своей книге «Путь к искусству» (издательство «Искусство», 1968 г.) Лемешев с восхищением пишет о том чарующем впечатлении, которое произвело на него пение Смирнова: «...В техническом мастерстве он превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам научился у них немалому. Даже после Карузо и Скипа Смирнов потрясает своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой. Головной же регистр у него настолько свободен и собран, что голос на верхних нотах, как бы попав в родную стихию, приобретает еще большую красоту и благородство. При этом его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezzo-voce и piano наполнено каким-то трепетом, вибрацией души... Правда, иногда, упиваясь свободой владения голосом, Смирнов чрезмерно затягивал ферматы или делал их там, где не положено, усложнял каденции в классических ариях. Но и в этих случаях нельзя не поддаться воздействию его чародейного мастерства. Не случайно Смирнов завоевал себе славу в таких технически трудных партиях, как Рауль («Гугеноты»), Надир («Искатели жемчуга»), Герцог («Риголетто»), Ромео, в которых он успешно состязался со знаменитостями своего времени. Выносливость, подвижность голоса, полнота верхнего регистра до самых предельных нот, брио, необходимое для этих партий, — все это было у певца в избытке...» Закончив свои выступления на оперной сцене в 30-х годах, Смирнов в течение ряда лет занимался педагогической деятельностью. Умер певец в 1944 году. Олег СОКОЛОВ |