3 дня
О сайте39 5 | CM 02013-14 1970, дата записи: 1959 г |
Сторона 1 1. Allegro Non Troppo E Molto Maestoso. Allegro Con Spirito Сторона 2 2. Andantino Semplice 3. Allegro Con Fuoco Святослав Рихтер – фортепиано. Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижер Евгений Мравинский. Запись Всесоюзного Радио, 1959 г. Моно-вариант: Д 05468-9 |
Звукорежиссер А. Гросман. Редактор К. Калиненко Оформление Н. Челмаковой На лицевой стороне конверта: А. К. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869 г. (фрагмент) ГТГ. Москва (с) ВТПО «Фирма Мелодия», 1985. Запись 1959 г. экспорт |
Обложка экспортного немецкого издания, совместно с фирмой ETERNA (8 26 152) Peter I. Tschaikowski - Konzert für Klavier und Orchester Nr.1 b-moll op.23 Peter I. Tschaikowski - Konzert für Klavier und Orchester Nr.1 b-moll op.23 (01) Allegro non troppo e molto maestro - Allegro con spirito ---- (02) Andante semplice (03) Allegro con fuoco Sinfonieorchester der Leningrader Staatlichen Philharmonie Dirigent: Jewgeni Mrawinski Swjatoslaw Richter, Klavier |
Этикетки экспортного немецкого издания, совместно с фирмой ETERNA варианты матричных номеров: 33CM02013/3-2 33CM02014/3-2 33CM02013/3-4 33CM02014/3-4 ---- 33CM02013/3-4 33CM02014/3-4 |
(с) «Мелодия», 1985 Запись Всесоюзного радио, 1959 г. АОЛЗ 1988 Зак. 7. Тираж 5640 |
Первый концерт для фортепиано с оркестром (си бемоль минор), соч. 23 был написан П. И. Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года. Музыка концерта проникнута жизнерадостностью, оптимизмом. Концерт состоит из трех частей. В первую часть вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. Подобно радостному гимну, звучит у скрипок и виолончелей его основная тема, сопровождаемая могучими «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру и глубокие басы, и светлый, звонкий высокий регистр. Аккорды фортепиано придают музыке особую мощь и величие. В основе главной темы первой части — напев слепцов-лирников, услышанный Чайковским на Украине. Грустная меланхолическая народная мелодия несколько преображена композитором, в ней взволнованное, тревожное чувство соединилось с теплой задушевностью. Вторая тема первой части, полная лирического порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема по характеру близка жанру колыбельной песни. Темы части подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации. Вторая часть — замечательный образец лирики Чайковского. В спокойном, неспешном движении развертывается напевная мелодия. Средний раздел — вальс-скерцо, в основу которого положена мелодия французской песенки, напевавшейся в семье Чайковского. Тема ее перерастает в коду, завершающую вторую часть, Третья часть (финал) выдержана в радостных, ликующих тонах и развертывается в стремительном движении. Она воспринимается как музыкальная картина народного веселья, праздника. Основная тема этой части построена на мелодии подлинной украинской хороводной песни «Выйди, Иванку, заспевай веснянку». В финале концерта звучит и другая лирическая тема. Она появляется сначала у скрипок, а затем у фортепиано. Обе темы широко разрабатываются. Напевная тема к концу части превращается в грандиозный торжественный гимн. Многими своими чертами он перекликается с праздничной темой вступления первой части. Этот могучий гимн утверждает основную идею произведения — торжество светлых сил. Советский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В детские и юношеские годы он не только играл, но много сочинял, увлекался живописью и театром, любил импровизировать на собственные и заданные темы. В 1937 году он переехал в Москву, поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха. Вскоре Рихтер вышел на большую концертную эстраду. С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство. Рихтер переиграл огромное количество сочинений. В его репертуаре — Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Вебер, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Франк, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Дебюсси, Равель, Шимановский, Барток. Рихтер не остался в стороне и от искусства камерного ансамбля. Многие камерные и фортепианные ансамбли исполняются с его участием. в 1961 году Святославу Рихтеру присвоено звание народного артиста СССР. В том же году он был удостоен Ленинской премии. |