5 дней
О сайте5 2 | С60 29623 007 1990, дата записи: 1989 |
Сторона 1 Русь моя — 4.20 Благословляю все, что было — 4.03 Сольвейг — 3.46 Имя Пушкинского дома — 3.08 В тихий вечер мы встречались — 3.00 Сторона 2 Россия — 3.16 Весь я — память, весь я — слух — 4.03 Я стремлюсь к роскошной доле — 2.37 Слуга царице — 2.43 Не в земной темнице — 2.35 Гармоника, гармоника — 2.19 Ансамбль п/р Виктора Калинского Звукорежиссер А. Штильман. Редактор В. Рыжиков Художник Л. Володин. Фото А. Степанова Запись 1989 г. Не правда ли, странное сочетание? — может подумать кто-либо из поклонников блоковской поэзии. Александр Блок, поэт сложный, многоплановый, стихам которого присущи и философичность, и камерность, и изысканность, строки которых словно высечены из прекрасного мрамора, и композитор Григорий Пономаренко, все творчество которого тяготеет к народным традициям. И все-таки в таком соединении мне видится и определенная закономерность. Лирическая струна в поэзии Блока не могла оставить композитора равнодушным. Григория Пономаренко многие знают как автора популярных в свое время, звучащих еще и сегодня песен. Это «Ивушка зеленая», «Оренбургский пуховый платок», «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», песни на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», Собственно, работа над стихами Есенина и успех, который ей сопутствовал, подтолкнули Пономаренко к Блоку. He все стихи поэта ложились на нотную строку. Более того, очень немногие. Но велико было желание композитора открыть для себя Блока, обогатить свое творчество новым содержанием, и продолжалась работа, порой радуя, порой огорчая. «В песенных стихах уже есть музыка, она живет между строк, композитору надо ее только уловить и положить на ноты, — так определяет суть работы композитора-песенника Григорий Пономаренко, — а вот с Блоком все было сложнее, музыка его стиха словно упрятана глубоко, порой даже очень глубоко... и приходилось, грубо говоря, столько перелопачивать, чтобы добраться до ее истоков». «Сольвейг» — первая песня композитора на стихи Блока. Работая с певцом Иосифом Кобзоном над записью песен на стихи Сергея Есенина, композитор показал ему и эту песню. Кобзон тут же со второго куплета «схватил» мелодию и начал напевать. Его поддержка окрылила Пономаренко. И уже следующие песни пишутся с определенным адресом. «Я видел исполнителем блоковского цикла только Кобзона, — говорит Пономаренко, — его манеру, его страсть, его глубину, вообще его исполнительский образ, и все мелодии и строчки примерял только на него». Может быть, не все однозначно и ровно получилось у Пономаренко в работе над стихами Блока, но, на мой взгляд, такие песни, как «Сольвейг», «В тихий вечер мы встречались», «Россия», где то целомудренно, то загадочно, то волнующе светло зазвучали блоковские строки, дают основания надеяться, что и блоковские стихи могут становиться песнями. Впрочем, у каждого из вас на этот счет может составиться собственное мнение, если вы внимательно послушаете диск. Тайна слова, тайна звука, тайна голоса — все это сейчас с вами... Виктор Дюнин |
Конверт Ленинградского завода 05.10.90. Тираж 5380 |