3 дня
О сайте4 | SUCD 10 00039 1990, дата записи: 1987, 1988 |
Й. ГАЙДН (1732 - 1809) Симфония «А» си-бемоль мажор, Hob. I № 107 1 1. Allegro — 5.10 2 2. Andante — 5.19 3 3. Allegro molto — 3.42 Симфония «В» си-бемоль мажор, Hob. I № 108 4 1. Allegro molto — 3.03 5 2. Menuetto. Allegretto — 3.46 6 3. Andante — 5.18 7 4. Finale. Presto — 2.04 Симфония ре мажор, Hob. I № 1 8 1. Presto—4.57 9 2. Andante — 5.36 10 3. Finale. Presto 2.04 Симфония до мажор, Hob. I № 2 1. Allegro — 3.19 2. Andante — 3.54 3. Finale. Presto — 2.44 Симфония соль мажор, Hob. I № 3 1. Allegro — 5.32 2. Andante moderato — 7.12 3. Menuet — 3.20 4. Finale. Alla breve — 1.54 Общее время звучания —69.14 Ансамбль камерной музыки Большого театра СССР. Дирижер Марк Эрмлер Записи 1987 (1— 4), 1988 (5) гг. Звукорежиссер М. Пахтер Редактор Л. Абелян см. также винил А10 00519 001 |
Первые симфонии Йозефа Гайдна были написаны в конце 1750-х годов, когда, живя в Вене за счет случайных заработков, он начал упорно постигать науку композиции. Покровитель Гайдна помещик Карл Йозеф фон Фюрнберг рекомендовал его графу Карлу Йозефу Францу Морцину, венскому аристократу чешского происхождения, державшему хороший оркестр. Заняв в 1759 году должность графского капельмейстера и композитора, Гайдн за время службы у графа (менее, чем за два года) написал для руководимого им оркестра свои первые симфонии (предположительно около 15 произведений), в которых страницы, не возвышающиеся над традиционной музыкой того времени, соседствуют с яркими прозрениями в будущее. Трехчастные циклы чередуются с четырехчастными, начальные allegri, медленные части и быстрые финалы, как правило, имеют лаконичную сонатную форму, менуэты, обычно в сложной трехчастной структуре, то появляются, то вновь исчезают. Характерна тенденция к активной разработке тем, к многообразию трактовки оркестра, еще предельно скромного – струнные, два гобоя, две валторны, фагот, вместе с клавесином поддерживающий струнные басы, а иногда и солирующий; в средних медленных частях духовые, как правило, отсутствуют. Симфония си-бемоль мажор, Hob. I № 107 впервые издана только в наши дни: в новом собрании симфоний (1960-е гг.) она обозначена как Симфония «А» и датирована, примерно 1757-1761 годами. До этого произведение публиковалось только как струнный квартет, соч. 1 № 5 (Hob. III № 5). Симфония представляет собой трехчастный цикл без менуэта. Ещё малоинтересный тематизм сочетается в ней с заметным владением композиционными структурами и приемами развития. Характер начального Allegro обрисовывает энергичная главная тема. Во второй части, лирическом ми-бемоль-мажорном Andante, повсюду господствует тихая звучность. Финальное Allegro molto пронизано танцевальным движением. Симфония си-бемоль мажор, Hob. I № 108 впервые опубликована в 1768 году в виде партий струнных инструментов, в партитуре напечатана лишь в 1934 году, в новом собрании фигурирует как Симфония «В» и датируется 1757-1761 годами. В отличие от предыдущего произведения, здесь использован четырехчастный цикл с менуэтом, тематизм местами более выразителен. Во вступительном Allegro molto наиболее рельефна радостная главная тема. В обрамляющих разделах второй части, Menuetto. Allegretto, колоритны переклички tutti с гобоями и валторнами, которые в Trio в духе изящного лендлера уступают место фаготу соло. В скорбной третьей части, Andante соль минор, главная тема в ритме сицилианы изложена в виде фугато. Финальное Presto охвачено бодрой танцевальной стихией. Симфония ре мажор, Hob. I № 1 впервые опубликована в старом полном собрании симфоний, выходившем с 1909 года. Со времен первого биографа Гайдна Г.А. Гризингера её принято считать первой симфонией Гайдна и датировать 1759 годом, хотя это точно не доказано. В целом это произведение более зрелое, чем два предыдущих. Цикл здесь снова трёхчастен. Главная тема начального Presto открывается энергичным crescendo, заимствованным Гайдном у композиторов мангеймской школы. Минорный эпизод в побочной партии оттеняет радостный колорит. В лирико-грациозном Andante соль мажор триольный затактовый начальный мотив появляется повсюду в разных обличиях. Лаконичное финальное Presto пронизано пульсацией быстрого трехдольного танца. Симфония до мажор, Hob. I № 2 напечатана в 1764 году в Париже (оркестровые партии), партитура впервые издана в старом собрании симфоний, приблизительная датировка – 1757-1761 годы. Цикл вновь трёхчастен, но в каждой части заметны новые черты. Начальное Allegro отличают праздничная героика (ей контрастирует ламентозный минорный эпизод в побочной теме), большая полифоническая разработка. В лирическом соль-мажорном Andante всюду выдержано строгое двухголосие, текучее движение шестнадцатыми в «бесконечной мелодии» скрипок. Танцевальный финал, Presto, написан в форме рондо: праздничный рефрен чередуется с двумя эпизодами с каноническими имитациями в контрастных минорных мелодиях. Оркестровые партии Симфонии соль мажор, Hob. I № 3 напечатаны в Париже в 1769 году, партитура издана в старом собрании, датировка – 1759-1760 годы. Важнейшая черта – усиление полифонического начала, делающее произведение интереснейшим образцом раннего симфонизма Гайдна. Радостная энергия начального Allegro оттеняется изящными танцевальными эпизодами. Соль-минорное Andante moderato овеяно тихой грустью. Энергичные крайние разделы третьей части, Menuet, изложены в виде точного канона; грациозное Trio чарует перекличками гобоев и валторн. Финал, Alla breve, написан в форме фуги на тему хорального склада, имеющей сонатную композицию, предвосхищая финалы моцартовских Симфонии «Юпитер», KV 551 и Квартета, KV 387. В. Тирдатов. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, дирижёр Марк Эрмлер родился в 1932 году. Окончив в 1956 году Ленинградскую консерваторию под руководством профессора Н.С. Рабиновича, он стал дирижёром Большого театра СССР. Искусство Эрмлера получило высокую оценку в СССР и зарубежных странах. |