5 дней
О сайте5 1 | SUCD 10 00077 1990, дата записи: 1986 |
Г. ПОПОВ (1904 — 1972) КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ до мажор, соч. 2 1 1. Moderato cantabile — 6.32 2 2. Скерцо. Allegro — 7.51 3 3. Largo — 10.10 4 4. Финал. Allegro energico. Фуга — 7.45 А. МОСОЛОВ (1900 — 1973) ЧЕТЫРЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯ, соч. 21 (слова из газеты «Известия ВЦИК») — 4.09 5 1. Скажи всем 6 2. Собака сбежала 7 3. Гражданин Заика 8 4. Лично хожу ТРИ ДЕТСКИЕ СЦЕНКИ, соч. 18 (слова А. Мосолова) — 3.07 9 1 . Мама, дай-ка мне иглу 10 2. Жж..., сломался волчок 11 3. А-а! Бабушка! А. ЖИВОТОВ (1904 — 1964) ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ НОНЕТА, соч 2 — 7.40 12 1. Appassionato 13 2. Freddo 14 3. Recitato 15 4. Melodioso 16 5. Mesto 17 6. Bravuro 18 7. Discreto 19 8. Impetuoso 20 9. Furioso H. РОСЛАВЕЦ (1880 — 1944) 21 НОКТЮРН Квинтет для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели, соч. 1913 г. — 7.13 Исполнители: Инструментовка Э. Денисова (2, 3) Нелли Ли, сопрано (2 — 4) Ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР Художественный руководитель и дирижер Александр Лазарев Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор И. Слепнев На лицевой и оборотной сторонах буклета: А. Экстер. Беспредметная композиция Оформление художника А. Григорьева |
Гавриил Попов проявил себя как композитор еще будучи студентом Ленинградской консерватории. В 1924 — 1930 годах он учился в классе влиятельного педагога В. В. Щербачева, усвоил и ярко воплотил важнейшие черты его композиторской школы. Септет, соч. 2, посвященный В. Щербачеву. над которым Г. Попов работал в 1926 — 1927 годах, сочинен в духе новаторских устремлений тех лет. Композитор избрал необычный состав исполнителей: флейта, кларнет, фагот, труба, скрипка, виолончель и контрабас. «Характер ярко динамической музыки Попова светлый и бодрый. Управляет ею рельефный пластичный мелос. В септете развертывается ряд эмоциональных состояний с общим уклоном к преодолению пассива, страдания и к утверждению энергии, воли и радости», — написал о Септете в 20-е годы Б. Асафьев. В конце жизни Г. Попов пересмотрел жанровую принадлежность своего раннего сочинения. В момент всеобщего интереса к камерной симфонии в середине нашего столетия он, не изменяя ни одной ноты текста, дал Септету это новое наименование. В 1926 году Александр Мосолов, окончивший год назад Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского, написал вокальные циклы «Три детские сценки», соч. 18 (на собственный текст) и «Четыре газетных объявления» (из «Известий ВЦИК»), соч. 21. Эмоциональный мир «Трех детских сценок» многогранен. При острой, озорной наблюдательности он привлекает свежестью, юмором и теплотой. Важная линия, идущая от «Детской» Мусоргского, — декламационная точность детского говора. Композитор обращается к цитатам, ассоциативным намекам, смело сталкивая чужеродные, несовместимые в стилистическом отношении музыкальные темы. Так, в середине второй сценки соединены слегка измененная мелодия «Колыбельной» Чайковского у фортепиано с известной песенкой времен первой мировой войны «Мама, мама, что мы будем делать, когда настанет зимняя пора». «Газетные объявления » воспринимаются как сатира на поднявшее голову в период нэпа мещанство. Эмоциональный мир сочинения антилиричен, антипсихологичен, предельно характеристически заострен. Податели объявлений — П. Н. Артемьев, поставщик высшего качества пиявок, владелица пропавшей собаки, «Гражданин Заика», мечтающий о перемене фамилии, и, наконец, скрывший свое имя крысомор с 25-летним опытом. Написанные для голоса с фортепиано, циклы А. Мосолова нашли свою вторую жизнь в инструментовке для ансамбля солистов, выполненной Э. В. Денисовым в 1981 году. Алексей Животов — так же, как и Г. Попов — питомец школы В. Щербачева. Его раннее сочинение «Фрагменты» для нонета, соч. 2 прозвучало на ленинградских вечерах современной музыки весной 1929 года, снискав шумный успех. Нонет из девяти частей представляет собой ряд стремительно сменяющих друга друга сценок, соединенных но принципу парных контрастов. Н. Барсова, доктор искусствоведения Николай Рославец — один из наиболее радикальных представителей русского советского авангарда. Подобно Шёнбергу, он сконструировал свою «Новую систему организации звуков», первым в России написал атональное сочинение — Сонату для скрипки и фортепиано. Квинтет «Ноктюрн» — одно из ранних сочинений автора, он датирован 1913 годом. Любопытен неординарный инструментальный состав — арфа, гобой, два альта и виолончель. Примечателен элегический настрой композиции — как бы вопреки диссонантной аккордике и острой мелодической интервалике. Поражает и свобода линеарного мышления, пышно расцветшего в европейской музыке лишь в последующие годы. * * * Ансамбль солистов оркестра Большого театра существует уже более десяти лет и обладает универсальным инструментальным составом — в нем представлены все основные тембры симфонического оркестра. Основа его программ — музыка XX века, где широко представлено творчество как советских, так и зарубежных композиторов. Александр Лазарев является художественным руководителем и дирижером Ансамбля, неизменно ведет все его концертные программы (по инициативе дирижера в свое время и был создан этот коллектив). Нелли Ли — известная советская певица, обладающая уникальным тембром, диапазоном, техническим мастерством и чрезвычайно широким репертуаром. Особую популярность певице принесли интерпретации музыки XX века, причем многие сочинения советских и зарубежных авторов были исполнены ею впервые. В. Екимовский |