2 дня
О сайте7 1 | SUCD 10 000017 1990, дата записи: 1987 |
И. С. БАХ (1685 — 1750) Соната № 1 для скрипки и клавесина си минор. BWV 1014— 15.11 1. Adagio 2. Allegro 3. Andante 4. Allegro Соната № 2 для скрипки и клавесина ля мажор. BWV 1015 — 15.44 1. ( — ) 2. Allegro assai 3. Andante un poco 4. Presto Соната № 3 для скрипки и клавесина ми мажор. BWV 1016— 18.02 1. Adagio 2. Allegro 3. Adagio ma non tanto 4. Allegro Общее время звучания — 48.57 ИГОРЬ ОЙСТРАХ НАТАЛИЯ ЗЕРЦАЛОВА Запись 1987 г. Звукорежиссер Э. Шахназарян Редактор И. Слепнев Художник В. Барышников Фото Б. Палатника см. винил А10 00789-94 |
К лучшим образцам скрипичной музыки Иоганна Себастьяна Баха принадлежит цикл из шести сонат для скрипки и клавира, BWV 1014-1019. Обычно считают, что они возникли в Кётене около 1720 года, хотя не исключено, что они были написаны в начале лейпцигского периода. Внешне композитор придерживается здесь традиций старинной итальянской Sonata da chiesa («церковной сонаты») с ее господством четырехчастного строения по схеме Largo – Allegro – Largo – Allegro, характерной строгостью образов. Но, используя структуру церковной сонаты, Бах трактует ее в новаторском плане, смело предвещая сонатные циклы венских классиков. Скрипичные сонаты поражают неистощимой щедростью и рельефностью мелодики, многообразием круга настроений, широтой масштабов и интенсивностью развития, еще немыслимых в музыке его предшественников. По-новому подходит Бах и к инструментальным партиям, необыкновенно развитым и сложным. В автографе сборник озаглавлен «Шесть сонат для концертирующего чембало и скрипки соло, по желанию с аккомпанирующим басом для виолы да гамба». Дублирование басового голоса клавесинной партии низким струнным инструментом в эпоху барокко широко практиковалась, но использование клавесина в качестве концертирующего инструмента вместо обычного генерал-баса было новым явлением. Как бы подчеркивая это, Бах ставит в заголовке клавесин на первое место, в противовес сонатам с чембало аккомпанирующим, обозначенным в заглавии на втором месте. Уравнивая в правах партии скрипки и клавесина, Бах словно привносит в жанр сонаты концертный принцип «состязания», усиливающий напряженность развития, полифоническую насыщенность (музыкальная ткань состоит из трех, а иногда из четырех самостоятельных голосов). Во всем цикле господствует две образные сферы: скорбно-драматическая в минорных сонатах № 1, 4 и 5 и светлая, жизнерадостная в мажорных сонатах № 2, 3 и 6. Но подобное разграничение далеко не исчерпывает содержание музыки. Каждая из сонат – произведение со своей яркой эмоциональной окраской, индивидуальной образной характеристичностью. Концертная деятельность народного артиста РСФСР Игоря Ойстраха продолжается уже более тридцати лет.Творческие победы на международных конкурсах Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште (первая премия 1949 год) и имени Генрика Венявского в Познани (первая премия, 1952 год), выступления в концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов Советского Союза, гастроли в странах всех пяти континентов принесли скрипачу международную известность. Игорь Ойстрах играл с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами, с самыми выдающимися дирижерами современности. Он трижды участвовал в фестивалях Пабло Казальса, который с большим удовлетворением отмечал совместные выступления с советским музыкантом. С 1960 года Игорь Ойстрах постоянно выступает в ансамбле с пианисткой Наталией Зерцаловой, воспитанницей Московской консерватории по классу профессора Я. В. Флиера. |