4 дня
О сайте8 | SUCD 10 00038 1990, дата записи: 1984 |
Ф. МЕНДЕЛЬСОН 1. Фантазия фа-диез минор, соч. 28 — 12.05 Р. ШУМАН Фантазия до мажор, соч. 17 2.1. Durchaus phantastisch und leidenschaftlich vorzutragen — 13.52 2.2. Massig. Durchaus energisch — 7.05 2.3. Langsam getragen. Durchaus leise zu halten — 11.14 В. A. МОЦАРТ 3. Фантазия ре минор, KV 397 — 5.33 Общее время звучания — 49.49 АЛЕКСАНДР СЛОБОДЯНИК, фортепиано Запись 1984 г. Звукорежиссер Ю. Гриц Редактор И. Слепнев Оформление художника А. Григорьева Фото В. Пищальникова Цифровое издание MEL CO 1016 |
Жанр фантазии – «музыкальной пьесы в свободной форме» (как формулируется в словарях) – известен в практике музицирования уже с XVI века. Дж. Фрескобальди, Д. Скарлатти, Ф.Э. Бах, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Лист, как и многие их современники, замечательно владели искусством импровизации, и дошедшие до нас нотные тексты фантазии, как правило, являются своеобразными слепками, застывшими документами непосредственно импровизируемой игры. Менялись художественные эпохи, рождались, угасали те или иные музыкальные стили и формы, фантазия же оставалась привлекательной неизменно. Несмотря на чрезвычайную популярность жанра во второй половине XVIII века (в клавирном искусстве с ним могла бы соперничать разве что соната), фортепианная фантазия пережила свой истинный «золотой век» в первой половине XIX столетия. От высот мятущегося романтического духа до травестийной стихии оперных парафраз салонно-виртуозного стиля, от поэтичнейших исповедей души до блистательной концертной бравуры – музыкальный язык, идеи и формы фантазии свободны и непредсказуемы. В трех представленных на диске сочинениях раскрываются не только индивидуальные композиторские почерки Моцарта, Мендельсона, Шумана – перед нами, по сути, различные типы музыкально-исторического сознания, точнее, творческой фантазии. * * * Александр Слободяник – воспитанник Московской консерватории, где занимался у профессоров Генриха Нейгауза и Веры Горностаевой. Его концертная деятельность продолжается с середины 60-х годов, и ныне пианист имеет репутацию одного из наиболее самобытных и ярких представителей советского исполнительского искусства. В его игре присутствует то, что можно было бы назвать музыкантским аристократизмом. «Ему аплодируют за сценическое обаяние , за то, что он умеет, музицируя на эстраде, сбросить вериги унылого профессионализма, умеет высказаться горячо и нешаблонно, с подкупающей художественной непредвзятостью» – наблюдения критики не теряют своей актуальности: искусство Слободяника привлекает сегодня внимание всего музыкального мира. С годами, пожалуй, приглушеннее стали «броская плакатность», «мощный, властный артистизм», «мужественная темпераментность», являвшиеся неизменными спутниками характеристик его игры. Его музыкальный взор становится более избирательным, скорее, замкнутым, устремленным не вовне, а вглубь себя. Тем ярче подтверждается: «Слободяник – прирожденный лирик прежде всего». Во всяком случае, в этом убеждает данная запись пианиста. Узнаются свойственные Слободянику утонченность вкуса, какой-то по-особому легкий – «с воздухом» – пианизм, экспрессивная, не любящая метричности декламационность, гибкость динамики, темпов… Здесь присутствует атмосфера, чуждая нарочитого стилизаторства, объединяющая «разных» Моцарта, Мендельсона, Шумана в некое новое эмоционально-смысловое целое… |